Запуск казахстанского цифрового тенге намечен на 2025 год, и он готов повлиять на глобальный дискурс

АСТАНА – Всего через три года Казахстан ожидает внедрения цифрового тенге в экономику, которая уже переживает всплеск безналичных платежей. Генеральный директор Национальной платежной корпорации Бинур Жаленов заявил, что цифровой тенге – это не просто тренд или ажиотаж, а необходимость текущего времени. 

Цифровой тенге будет запущен в три этапа, которые завершатся в 2025 году, а начальный этап начнется в 2023 году.

“Внедрение цифрового тенге происходит не ради него самого. Нам нужно, чтобы это было полезным инструментом для обычных казахстанских граждан и бизнеса”, – сказал Жаленов на встрече в Астане 25 сентября, обсуждая прогресс во внедрении цифрового тенге.  

Этот проект реализуется Национальным банком Казахстана (НБК) с 2021 года. Прошлый год ознаменовался важной вехой, поскольку НБК завершил всесторонний анализ, проведенный в сотрудничестве с ключевыми заинтересованными сторонами, такими как игроки финансового рынка, эксперты и международные финансовые институты, для оценки необходимости внедрения цифрового тенге.

Цифровой тенге – это цифровая форма казахстанской валюты, которая будет выпущена в виде уникальной цифровой последовательности (токенов) или электронных записей, хранящихся на специальных электронных кошельках. Это будет регулироваться НБК. 

Жаленов подчеркнул, что цифровой тенге призван дополнять, а не заменять существующие способы оплаты.

“В целом, цифровой тенге следует воспринимать как умные деньги, которые можно запрограммировать и с помощью которых можно создавать множество сервисов”, – сказал Жаленов. “Цифровой тенге – это третья форма денег, наряду с наличными и безналичными. Мы не намерены заменять наличные деньги”. 

Планы на 2023 год

В 2023 году основное внимание будет уделено двум областям – опытно-промышленной эксплуатации и исследованиям и разработкам (R&D), охватывающим быструю коммерциализацию сценариев, основанных на цифровом тенге, тестирование трансграничных транзакций и сценариев государственных закупок, а также тестирование передовых смарт-контрактов участников рынка и фондовой биржи в режиме реального времени. безопасная среда.

Число стран, изучающих цифровые валюты, растет. Скриншот с трекера Atlantic Council.

В этом году они также планируют запустить цифровые ваучеры – программируемый платеж. 

– Возьмем, к примеру, школьную столовую. Государство субсидирует бесплатное питание учащихся. Столовая – частное учреждение, есть школа, у которой есть государственный бюджет, и есть ребенок, у которого есть эта карточка. Мы создаем такой сервис, что когда ребенок приходит в столовую и проводит пальцем по карте, платеж автоматически переводится со школьного счета на счет столовой. Этот процесс включает в себя смарт-контракт цифрового тенге. Преимущество заключается в полной автоматизации всего процесса расчетов, включая отчетность”, – пояснил Жаленов. 

Учитывая, что цифровой тенге представляет собой существенный сдвиг в платежной системе и в структурировании отношений на финансовом рынке, Жаленов подчеркнул важность продвижения шаг за шагом, “чтобы не сломать то, что уже хорошо работает”.

К концу этого года Национальная платежная корпорация опубликует документ, в котором будет подробно описано, как организована платформа digital tenge и результаты пилотных проектов, в том числе тех, которые оказались неудачными.

“Все это будет открыто обсуждаться, чтобы мы могли активно развивать это дальше”, – добавил он. 

Результаты работы также будут представлены на Конгрессе финансистов в ноябре в Алматы. 

Отчетливые черты

По словам Жаленова, цифровая валюта может похвастаться рядом преимуществ. 

Ожидается, что это сделает безналичные платежи более доступными в местах с ограниченным доступом в Интернет, повысит эффективность расходования государственных средств без ущерба для анонимности граждан, ускорит и удешевит трансграничные и оптовые платежи, а также предоставит рынку возможности для создания новых продуктов и бизнес-моделей.

Трансграничные транзакции часто предполагают участие от восьми до десяти посредников и дополнительные сборы, отметил он, но цифровая валюта позволит осуществлять прямые транзакции, сокращая количество посредников, увеличивая скорость и снижая затраты. 

Команда также работает над функцией, которая позволит людям тратить цифровые тенге со своих карт, которую Жаленов назвал интероперабельностью.

“Это когда цифровые тенге можно потратить с помощью POS-терминала, QR-кода или NFS [National Financial Switch]. В этом году мы работаем с Visa и Mastercard над внедрением сервиса взаимодействия между digital tenge и их сетями, чтобы пользователи могли тратить цифровые тенге со своих карт”, – сказал Жаленов. 

Вопреки скептицизму мировой общественности по поводу потенциального доступа правительства к транзакциям, которые совершают люди, Жаленов сказал, что сохранение конфиденциальности пользователей является главным приоритетом. 

Команда внедрит необходимые меры безопасности для защиты от несанкционированного доступа или наблюдения за транзакциями отдельных потребителей. Доступ к этой информации будет жестко контролироваться, и все транзакции будут проводиться в соответствии с действующим законодательством.

Успех зависит от людей

В своем последнем отчете от 18 сентября НБК заявил, что стоимость цифрового тенге будет прямо пропорциональна количеству людей и организаций, использующих его.

Внедрение цифрового тенге должно быть максимально плавным для людей, сказал Жаленов. 

Реализация также зависит от того, что он назвал “синергией” между центральным регулятором и банками второго уровня. 

“Именно эти организации подстраиваются под потребности и отклики клиентов и конечных пользователей. Именно они создают конечные продукты. Наша задача – создать инструмент, так называемый блок Lego, который позволит им создавать полезные продукты”, – сказал он. 

Глобальный интерес к цифровым валютам переживает беспрецедентный всплеск

Казахстан не одинок в этом инновационном путешествии. По данным американского аналитического центра Atlantic Council, 130 стран, в совокупности представляющих ошеломляющие 98% мирового валового внутреннего продукта (ВВП), в настоящее время занимаются исследованием и разработкой национальных цифровых валют. Это значительная тенденция к росту по сравнению всего с 35 странами в 2020 году. 

Шестьдесят четыре из этих стран в настоящее время находятся на продвинутой стадии исследований и разработок, включая создание, пилотирование или даже запуск цифровых валют.

Жаленов поделился своим оптимистичным прогнозом, полагая, что у Казахстана есть потенциал сформировать дискурс о цифровой валюте во всем мире. 

“Для Казахстана очень важно не отставать. Мы можем сформировать глобальный дискурс о цифровых валютах, и к тому времени, когда он распространится повсюду, он будет успешно работать в нашей стране”, – сказал он. 

За последние несколько лет в Казахстане наблюдался огромный рост использования цифровых технологий, во многом обусловленный пандемией. В своем отчете Ассоциация финансистов Казахстана указала, что объем безналичных операций в первом полугодии 2023 года достиг рекордных 63,1 трлн тенге (131,1 млрд долларов), увеличившись на 40,8%, по сравнению с 43,9 трлн тенге (91,2 млрд долларов) за аналогичный период прошлого года. 

Смотрите также

Предыдущая запись Национальный банк по-прежнему привержен обеспечению стабильности цен, говорит управляющий
Следующая запись Вице-министр сельского хозяйства Бразилии: Продовольственная безопасность в Бразилии означает мир