Модернизация энергетического сектора Казахстана: вызовы и Национальный план
АСТАНА — Энергетический сектор Казахстана приступает к реализации крупной инициативы по модернизации к 2029 году. Согласно аналитическому материалу агентства «Казинформ», инициатива будет направлена на решение проблем стареющей инфраструктуры, тарифной политики и растущего спроса с акцентом на устойчивость и справедливые решения.
В конце 2024 года правительство Казахстана запустило национальный проект по модернизации энергетического и коммунального секторов и решению застарелых проблем, включая изношенную инфраструктуру, растущий спрос на энергоносители и тарифный дисбаланс.
Эта инициатива является важной вехой в энергетической стратегии Казахстана, поскольку, по оценкам, инвестиции составят 13,5 трлн тенге (25,5 млрд долларов США), в том числе 6,2 трлн тенге (11,7 млрд долларов США) на модернизацию энергетического сектора, 6,8 трлн тенге (12,8 млрд долларов США) на коммунальные услуги и 602 млрд тенге (25,5 млрд долларов США) на развитие инфраструктуры.1,12 миллиарда долларов) на автоматизацию. Финансирование будет осуществляться отечественными банками, национальными институтами развития и международными организациями.
“Объем сетей, подлежащих модернизации, составляет 80 000 километров, что эквивалентно двум экваторам”, — сказал Сергей Агафонов, председатель Казахстанской ассоциации энергоснабжающих организаций, подчеркнув масштаб проекта.
В течение следующих пяти лет в стране будут проведены масштабные ремонтные работы и модернизация по меньшей мере 200 субъектов естественных монополий и 30 тепловых электростанций для повышения эффективности и снижения износа активов с 65% до 40%.
Стареющая инфраструктура и потери электроэнергии
Энергетическая инфраструктура Казахстана находится в плачевном состоянии, более трети электростанций изношены на 70-90%. Это касается таких критически важных объектов, как теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) и государственные районные электростанции (ГТЭС), которые испытывают трудности с поддержанием бесперебойного электроснабжения.
Сбои в работе региональных электросетевых компаний еще больше усугубили проблему. По некоторым данным, износ сетей достигает 97%, что приводит к увеличению числа аварий. Число технологических нарушений возросло с 18 609 случаев в 2022 году до более чем 28 000 в 2023 году и сократилось до 18 263 нарушений за восемь месяцев 2024 года.
В результате износ инфраструктуры не только снижает качество услуг, но и ложится финансовым бременем на граждан, увеличивая технологические потери электроэнергии. Это, в свою очередь, влияет на тарифы, подчеркивая настоятельную необходимость вмешательства.
“В городах республиканского значения потери не превышают 9%, что считается нормальным. Чем выше напряжение, тем ниже потери”, — сказал Жакып Хайрушев, управляющий директор Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» и заслуженный энергетик Казахстана.
Однако он отметил, что ситуация в региональных сетях существенно отличается.
“Я работал в Oral, где потери достигли 18%, то есть каждый пятый киловатт был просто потерян. Ситуация улучшается, в том числе и в Oral, где потери в 2023 году снизились до 13,43%. Однако по всей стране все еще есть примеры, когда потери достигают 17,44%. В большинстве развитых экономик уровень потерь в 10-12% считается максимально приемлемым”, — сказал Хайрушев.
Решение проблем реактивной мощности и модернизация подстанций станут ключевыми шагами в снижении потерь в распределительных сетях и повышении общей эффективности энергосистемы.
Тарифные проблемы: достижение баланса
По словам Агафонова, тарифная политика остается противоречивой. Существующая система возлагает непропорционально большую нагрузку на малый бизнес и не делает различий между потребителями высокой энергии и теми, у кого минимальные потребности.
“Сегодняшние тарифы не отражают реальной структуры потребления. Например, те, кто нагревает частные бассейны, и пенсионеры платят по тому же тарифу, в то время как предприятия несут дополнительные расходы. Таким образом, те, кто потребляет сверх установленной социальной нормы, должны платить по более высоким тарифам, в то время как те, кто остается в рамках нормы, должны пользоваться минимальными тарифами”, — сказал Агафонов, отметив, что формирование тарифов должно основываться на прогрессивной модели «налога на роскошь», чтобы обеспечить справедливость и при этом способствовать устойчивости.
Национальный проект направлен на поэтапный отказ от перекрестного субсидирования тарифов и постепенный переход к рыночному ценообразованию, отражающему фактическое потребление и снижающему финансовую нагрузку на предприятия и уязвимые слои населения.
Модернизация в соответствии с новыми реалиями
Энергетические компании сталкиваются с проблемами, которые десять лет назад не были приоритетными, такими как стремительный рост производства электромобилей. По данным Бюро национальной статистики (BNS), за первые 11 месяцев 2024 года количество легковых электромобилей увеличилось в 1,6 раза, увеличившись с 7 383 до 12 119 единиц. Это общемировая тенденция.
Национальный проект подчеркивает необходимость адаптации энергетической системы к этим новым реалиям. Одна из рекомендаций заключается в переводе потребителей в новых жилых районах на более высокое напряжение — 10 киловольт — для управления растущей нагрузкой, в том числе от электромобилей. Это особенно важно в крупных городах, включая Алматы и Астану, где электромобили пользуются наибольшей популярностью.
Борьба с энергетической неэффективностью
Необходимо решить проблему энергодефицита Казахстана и энергоемкости экономики, которая в 2022 году была в 3,2 раза выше, чем в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и почти вдвое превышает среднемировой показатель. Проблема усугубляется низкой энергоэффективностью в государственном и жилом секторах, поскольку только 14% зданий соответствуют стандартам высокой энергоэффективности.
Содействие энергосбережению и внедрение сбалансированного рынка электроэнергии необходимы для приведения уровня энергопотребления в Казахстане в соответствие с мировыми стандартами. Кроме того, жизненно важное значение имеет интеграция возобновляемых источников энергии.
Финансовые и социальные последствия
Финансовая основа проекта опирается на государственные средства, частные инвестиции и международные займы. Однако остаются проблемы с привлечением инвестиций и решением проблемы нехватки рабочей силы в теплоэнергетике.
Чтобы смягчить социальные последствия, правительство планирует ограничить расходы на коммунальные услуги для семей с низкими доходами на уровне 5% от их общего дохода. Упрощенные правила предоставления жилищной помощи направлены на облегчение перехода к рыночным тарифам при одновременной защите уязвимых групп населения.
Смотрите также
- Казахстан открывает завод ферросплавов стоимостью 245 миллионов долларов в Павлодарской области
- Казахстан планирует увеличить производство электроэнергии на 26 ГВт к 2035 году
- Компания Eni Plenitude’s Arm Wind запускает первую солнечную электростанцию в Туркестанской области
- В Восточном Казахстане построят пять новых гидроэлектростанций
- Компания из ОАЭ инвестирует 30 миллионов долларов в зерновой терминал в казахстанском порту Курык
- Круглый стол по глобальным инвестициям в Казахстане предусматривает заключение контрактов на сумму 7 миллиардов долларов
- ЕБРР утроит инвестиции в Казахстан в 2024 году, установив рекорд в Центральной Азии
- Ветер перемен: Масдар ОАЭ запускает энергетический проект в Казахстане, укрепляет присутствие в Центральной Азии
- Четвертый поток акселератора Silkway приносит инвестиции в размере 8,1 миллиона долларов
- Казахстан создаст единого оператора по авиатопливообеспечению и модернизирует транспортную инфраструктуру