Всемирный банк оценивает утроение объемов торговли по Среднему коридору к 2030 году
АСТАНА – Согласно оценкам нового отчета Всемирного банка, при правильных инвестициях и политике Средний коридор, соединяющий рынки Китая и Европы через Центральную Азию и Кавказ, может утроить объемы торговли, достигнув 11 миллионов тонн к 2030 году, как было представлено в ходе круглого стола 27 ноября в Астане.
Отчет под названием “Средний торговый и транспортный коридор — политика и инвестиции для утроения объемов перевозок и сокращения вдвое времени в пути к 2030 году” посвящен Казахстану, Азербайджану и Грузии с целью определения приоритетных мер, которые могут превратить этот мультимодальный железнодорожный и морской коридор в жизненно важный и надежный торговый маршрут.
Увеличение товарооборота между Азербайджаном, Грузией, Казахстаном и Европой является ключевым фактором спроса: в том числе увеличение внутрирегиональной торговли на 37% и увеличение товарооборота между тремя странами и Европейским союзом на 28%.
“Улучшение среднего коридора, несомненно, позволит регионам Центральной Азии и Южного Кавказа извлечь выгоду из возможностей развития торговли на благо этих стран, которые связаны”, — сказал Андрей Михнев, страновой менеджер Всемирного банка в Казахстане, во время презентации.
По словам Виктора Арагонеса, старшего экономиста по транспорту Всемирного банка, Средний коридор может как укрепить, так и диверсифицировать торговлю между Азербайджаном, Казахстаном и Грузией.
“Мы считаем, что даже если Средний коридор, возможно, и не является основным коридором для транзитной торговли между Европой и Китаем, у него есть потенциал действительно повысить устойчивость логистической системы в Центральной Азии, а также поддержать диверсификацию торговли трех стран: Казахстана, Азербайджана и Грузии”, — сказал он .
По его словам, для облегчения грузооборота необходимо принимать как мягкие, так и жесткие меры.
“Это означает улучшение координации между различными операторами, улучшение перевалки контейнеров, расширение или создание платформы данных, которая позволяет обмениваться информацией, приобретение подвижного состава по всему коридору, а также приобретение морского флота по всему Каспийскому морю”, — сказал Арагонес.
Узкие места
Вдоль Среднего коридора существует несколько ограничений пропускной способности и узких мест в эксплуатации.
“Все еще существует некоторая потребность в инвестициях в инфраструктуру”, — сказал Арагонес. “Но вы знаете, что необходимо рассматривать инвестиции в инфраструктуру на основе коридора не только на национальной арене или как локальный эффект, но и как улучшение на одном конце коридора согласуется с показателями на другом конце”.
“Наши результаты говорят о том, что большая часть инфраструктуры находится на местах. Существует необходимость в увеличении отдельных участков, но нет необходимости строить огромную инфраструктуру, новые железные дороги или что-либо серьезное, но нужно добавить и улучшить то, что уже есть”, — добавил Арагонес.
По его словам, большинство узких мест не связаны с инфраструктурой.
“Речь идет скорее об обмене информацией и управлении коридором как единым целым. Как вы знаете, в коридоре есть три железные дороги, три порта и службы обслуживания клиентов. Таким образом, в коридоре много-много игроков. Необходимо упростить эту сложность, найдя способ координации”, — сказал он.
Отсутствие единой операционной системы также приводит к задержкам в пунктах пересечения границы, поскольку, хотя многие заинтересованные стороны используют современные решения в области информационных технологий, системы используются неравномерно и не интегрированы.
Шаги по раскрытию потенциала Среднего коридора
Один из тезисов доклада заключается в переосмыслении Среднего коридора как экономического коридора.
“Это нужно представить как экономический коридор. Вам нужно выйти за рамки транспортировки. Нам нужно подумать о том, какая политика действительно использует преимущества увеличения объемов грузов для содействия экономическому развитию в каждой из этих трех стран”, — сказал Арагонес.
Он также подтвердил необходимость в едином операторе, который предлагает логистические решения по всей длине коридора наряду с упрощением процессов и процедур по всему Среднему коридору.
Говоря о неотложных шагах по повышению пропускной способности Среднего коридора, Арагонес упомянул прозрачность и предсказуемость цен и цифровизацию Среднего коридора, чтобы обеспечить отслеживание перемещения грузов в режиме реального времени в информационных системах.
“Это важный аспект для грузоотправителей, и создание такой возможности в Среднем коридоре улучшит операции. Кроме того, для различных игроков вдоль коридора будет полезно знать о поступающих грузах и готовить операции на основе этого”, — сказал он.
Инициативы Казахстана вдоль коридора
Согласно отчету, все три страны, расположенные вдоль Среднего коридора, должны обеспечить прозрачность и предсказуемость конечных транспортных цен, обеспечить отслеживаемость перемещения грузов и обеспечить осуществимый переход на электронные документы, применимые как к железной дороге, так и к Каспийскому морю.
В докладе также содержатся рекомендации по конкретным странам.
“В Казахстане основным узким местом в порту является нехватка оборудования для поддержания работы в ветреные дни. Итак, [рекомендуется] усовершенствовать оборудование в порту Актау, чтобы оставаться открытым, сократить время простоя”, — сказал Арагонес.
“Существует также необходимость в увеличении пропускной способности, особенно в том, что касается контейнеров, и в обеспечении большей ясности с точки зрения тарифов на перевозку контейнеров в Казахстане”, — добавил он.
Сатжан Аблалиев, вице-министр транспорта Казахстана, рассказал об инициативах правительства, которые соответствуют рекомендациям Всемирного банка.
“Как министерство, мы предпринимаем активные шаги по развитию пропускной способности коридоров, проходящих через нашу территорию. Короче говоря, мы планируем ряд мероприятий, в частности, будет построено 1300 километров железнодорожных линий и 4800 километров вторых железнодорожных линий, а также 11 000 километров дорог, которые будут либо построены, либо реконструированы. Также мы предусматриваем развитие терминальных мощностей в портах Актау и Курык, а также сухих портов на территории Казахстана”, — сказал Аблалиев.
“Если мы говорим о Срединном коридоре, важно отметить, что для дальнейшего развития транспортного коридора необходимы коллективные действия всех стран-участниц коридора”, — сказал он.
В частности, Аблалиев упомянул Дорожную карту по развитию Среднего коридора на 2022-2027 годы, подписанную между Казахстаном, Азербайджаном, Грузией и Турцией в прошлом году. В этом году железнодорожные операторы Казахстана, Азербайджана и Грузии подписали соглашение о создании совместного мультимодального предприятия Middle Corridor для развития мультимодальных перевозок в коридоре.
“Целью этих совместных логистических компаний является координация перевозок по всему коридору, предоставление услуг по принципу ”единого окна» и установление тарифа на пропускную способность», — сказал Аблалиев.
Смотрите также
- Казахстанский CodiPlay стал первым в Центральной Азии стартапом в области Электронных Технологий, получившим Престижный Финский сертификат качества
- Казахстан и провинция Шаньдун изучают перспективные направления сотрудничества
- Казахстан примет участие в Международном конкурсе сыров во Франции в сентябре этого года
- Fitch подтвердило рейтинг Казахстана на уровне BBB со стабильным прогнозом
- Немецкий инвестор планирует построить мусороперерабатывающий завод в Таразе
- Генеральный директор Coursera рассказал о модели сотрудничества Казахстана на Всемирном экономическом форуме
- Нефтегазовая отрасль Казахстана: перспективы, тенденции, взгляд в будущее
- Инвестиционные проекты ITC Ready4Trade и ОЭСР в Центральной Азии демонстрируют достижения в области сотрудничества
- Объем транспортировки нефти в Казахстане за 10 Месяцев достиг 57,8 Млн Тонн
- Австралийские компании готовы развивать горнодобывающий и металлургический комплекс в Казахстане