Средний коридор: Не просто план Б, но и будущее устойчивой торговли, говорит эксперт ЕБРР

Интервью было посвящено потенциалу и вызовам Среднего коридора, охватывая различные темы, такие как прогресс Казахстана в таможенной интеграции, обновление границ и торговая инфраструктура в Центральной Азии.

Потенциал и проблемы Среднего коридора

Сааб поделился своим мнением о Срединном коридоре, также известном как Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМТМ). Он принимал участие в ее развитии с момента своего пребывания на различных руководящих должностях в Торгово-промышленной палате Грузии, Ассоциации Черного и Азовского морей (2011 – настоящее время) и Зоне свободной промышленной торговли в порту Поти в Грузии.

“В то время мы мечтали расширить этот маршрут. Большая часть грузов поступала через порт Поти в Грузии, главным образом из-за стоимости и транзитного времени. Сегодня, за 15 лет, мы перевезли около четырех миллионов грузов, что значительно больше, чем в начале нашего пути. Но это не значит, что мы уже достигли поставленной цели. Это также означает, что многое еще предстоит сделать для увеличения объема перевозок и расширения маршрута”, – сказал он. 

В Saab отметили, что наземный транзит стал чрезвычайно важным во время пандемии, когда порты были временно закрыты. Его значение сохраняется, особенно с учетом сохраняющихся геополитических рисков в регионе.

“Вот почему я верю в этот маршрут. Я считаю, что это не только запасной маршрут или способ спасения, когда что-то идет не так, но и устойчивый маршрут, даже когда все идет хорошо”, – сказал Сааб.

Отвечая на вопрос, осознают ли Казахстан и другие заинтересованные стороны этот потенциал, Saab подтвердил: “Безусловно. Объем инвестиций, как физических, так и интеллектуальных, которые были вложены в этот маршрут, означает, что этот маршрут никуда не денется. Другие страны также инвестируют. Например, ЕБРР инвестирует в мультимодальные транспортные терминалы в Ташкенте.”

“Мы инвестируем туда, чтобы помочь странам Центральной Азии стать частью этого маршрута. При этом Казахстан сделал немного больше, чем другие. Большая часть грузов по Срединному коридору проходит через его территорию, что дает ему стратегическое преимущество. Я уверен, что другие страны последуют за нами, и мы здесь для того, чтобы поддержать их”, – добавил он.

Транспорт и логистика в Казахстане, вовлечение малого и среднего бизнеса

Отметив прогресс Казахстана в области таможенной интеграции и обновления границ, Сааб поделился своим опытом работы с казахстанскими официальными лицами и предприятиями. 

“Казахстан прошел долгий путь. От таможенной интеграции до инициатив по электронному документированию и новых пунктов пограничного контроля, они добиваются значительного прогресса”, – сказал он.

Saab высоко оценил усилия “Казахстан Темир жолы” (КТЖ) по интеграции таможенных служб, автоматизации документооборота и обновлению пограничных пунктов пропуска. Он также подчеркнул инвестиции ЕБРР в малые и средние предприятия (МСБ) в транспортно-логистическом секторе Казахстана.

“Мы наблюдаем значительный рост числа малых и средних предприятий, особенно с точки зрения их пропускной способности, подвижного состава, платформ для контейнеров, грузовых автомобилей и дополнительных услуг, таких как складирование и дистрибуция. ЕБРР осуществил многочисленные международные консультативные проекты с малыми и средними предприятиями в транспортном секторе”, – отметил он.

ЕБРР инвестировал средства в расширение возможностей компаний и повышение их способности обслуживать и расширять рынок транзитных перевозок, в частности на участке Среднего коридора.

Совершенствование портовой инфраструктуры Казахстана для повышения эффективности торговли

Отвечая на вопрос о казахстанских портах Актау и Курык, Saab рекомендовала внедрить морскую систему “единого окна” для повышения эффективности и конкурентоспособности.

“Я бы рекомендовал перейти на морскую систему “единого окна” и интегрировать терминальные операционные системы этих портов в систему портового сообщества. Такая интеграция облегчила бы обмен данными между портами и другими заинтересованными сторонами на линии, что имеет решающее значение. К 2028 году участие в системе “единого морского окна” станет обязательным требованием. Важно, чтобы эти порты стали частью этой сети до этого”, – заключил он.

Смотрите также

Предыдущая запись Производственный сектор Казахстана вырос на 5,2% до 16 миллиардов долларов за четыре месяца
Следующая запись Казахстан и ЕС договорились укреплять отношения в области сельского хозяйства