СПЕКА ООН отмечает 25-летие региональной интеграции

Специальной программе Организации Объединенных Наций (ООН) для экономик Центральной Азии (СПЕКА) в этом году исполняется 25 лет. За это время страны — участницы СПЕКА в полной мере ощутили преимущества региональной интеграции. Бакинский саммит на прошлой неделе придал новый импульс всестороннему развитию региона.

Программа СПЕКА помогает продвигать общие интересы в диверсификации транспортных маршрутов, упрощении торговых и транспортных процедур, интеграции водных и энергетических ресурсов, а также цифровизации и зеленой трансформации в Центральной Азии и за ее пределами.

Деятельность программы СПЕКА для экономик стран Центральной Азии неоценима в условиях таких глобальных вызовов, как пандемия COVID-19 и геополитические конфликты. Несмотря на изменения в мире, наблюдается устойчивый рост взаимной торговли между странами СПЕКА. Таким образом, товарооборот между Казахстаном и странами СПЕКА в 2022 году достиг 9,4 миллиарда долларов, что на 32,8% больше, чем годом ранее (7,1 миллиарда долларов). В январе-сентябре 2023 года товарооборот со странами СПЕКА достиг 6,4 миллиарда долларов.

Упрощение процедур торговли

Казахстан, выступающий за дальнейшую институционализацию и консолидацию СПЕКА, был одним из первых в регионе, кто провел независимую оценку соответствия режима регулирования Казахстана принципам программы ООН.

В частности, первый принцип СПЕКА предусматривает включение торговли в национальные и секторальные стратегии для достижения целей устойчивого развития. Кроме того, в рамках реформы системы государственного планирования Казахстан определил, что вся иерархия документов, обеспечивающих долгосрочное и среднесрочное развитие страны, должна быть синхронизирована с принципами СПЕКА.

По мнению экспертов, Казахстан полностью выполняет большинство принципов устойчивой торговли СПЕКА и внедрил их на национальном уровне. Регион Центральной Азии, удаленный от ключевых мировых рынков и не имеющий выхода к морю, полностью поддерживает растущую тенденцию к цифровизации и готов воспользоваться этим импульсом. Государства региона все чаще появляются на мировой экономической арене. Вскоре несколько стран Центральной Азии вступят во Всемирную торговую организацию и станут полноправными и активными участниками международного торгового сообщества.

В июне Министерство торговли и интеграции Казахстана и Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) запустили проект по оценке нормативных и процедурных барьеров в торговле в нашей стране. Этот амбициозный проект является своевременным ответом на текущие вызовы, стоящие перед Казахстаном и соседними странами.

В центре внимания этих проектов — упрощение процедур торговли. По оценкам экспертов, реализация рекомендаций ЕЭК ООН и переход к безбумажной торговле приведут к увеличению товарооборота на 30% в среднесрочной перспективе, и, конечно, достижение этих показателей является для нас приоритетом.

Устойчивый транзит и связь

Важным фактором увеличения торговых потоков является развитая транспортно-логистическая инфраструктура и услуги, включая международные транспортные коридоры, которые могут обеспечить устойчивый экспорт и извлечь выгоду из транзитного потенциала.

В связи с реструктуризацией глобальных логистических цепочек роль Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), также известного как Средний коридор, возросла, став полноценной альтернативой Северному коридору. Цифры свидетельствуют об этом. В 2022 году объем грузоперевозок по Срединному коридору увеличился в два раза – с 840 000 тонн в 2021 году до 1,7 млн тонн. За девять месяцев 2023 года объем перевалки через морские порты Актау и Курык составил два миллиона тонн грузов, что на 89% больше, чем в 2022 году. В то же время, к концу декабря текущего года объем перевалки в соответствии с планом должен составить 3,5 млн тонн.

Для укрепления транзитного статуса Среднего коридора и расширения деятельности государств-участников в прошлом году Азербайджан, Грузия и Турция подписали Дорожную карту по развитию ТМТМ. Определены основные направления его развития.

Транзитные и экспортные возможности Казахстана также зависят от инфраструктурных возможностей соседних стран. В связи с этим участники TITR обсуждают сквозное формирование тарифов, декларирование грузов, унифицированные ИТ-решения и консолидацию транзитных грузов.

В дополнение к развитию жесткой инфраструктуры в Каспийском торговом регионе необходимо устойчивое и последовательное развитие мягкой инфраструктуры. Это означает укрепление торговых связей, включая цифровизацию таможенных процедур и упрощение процедур торговли в целом. Так, в 2022 году Министерство торговли и интеграции Казахстана совместно с ITC и QazTrade впервые провело работу по документированию торговых процедур (экспорт, импорт, транзит) в Актауском морском торговом порту, порту Курык и Северном морском терминале Актау.

Казахстан, наряду со странами-партнерами региона, продолжит реализацию программы СПЕКА по всем направлениям. Участникам есть что предложить миру. За 25 лет страны Центральной Азии накопили богатый опыт взаимодействия по актуальным вопросам региональной повестки дня. Бакинский саммит внесет вклад в дальнейшее развитие и усилит влияние государств-участников не только на региональную, но и на мировую экономику.

Автор — Нурлан Кулбатыров, заместитель генерального директора Центра развития торговой политики QazTrade.

Смотрите также

Предыдущая запись Казахстан начинает строительство новой железной дороги для улучшения транспортного сообщения
Следующая запись Казахстан субсидирует проекты женщин-предпринимателей на сумму 1,3 миллиарда долларов за два года