Развитие креативной индустрии открывает возможности и новые инициативы

АСТАНА – Креативная индустрия в Казахстане быстро растет, становясь важным сектором экономики. Она включает в себя такие области, как кино и телевидение, музыка, дизайн, изобразительное искусство, мода и реклама. 

Меры государственной поддержки

В своем послании к нации от 1 сентября Президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул важность сектора креативного производства в современном мире, рассматривая его как источник развития по-настоящему инклюзивной экономики. Он подчеркнул, что креативная экономика играет ключевую роль в стимулировании развития крупных городов за счет привлечения талантливых людей. 

Однако Токаев признал, что этот сектор в Казахстане развит недостаточно. Он отметил, что вклад креативной индустрии в валовой внутренний продукт составляет менее 1%, а ее доля в занятости минимальна.

“Тем не менее, у нас есть множество соотечественников, которые благодаря своему таланту получили признание даже на мировой арене. Мы должны создать все необходимые условия для широкого развития креативной экономики в нашей стране”, – сказал он.

Токаев обозначил ключевые направления его развития, включая защиту интеллектуальной собственности, расширение географии присутствия центров креативной индустрии до региональных и крупных городских центров, оказание помощи участникам в коммерциализации их продукции и разработку специального пакета поддержки для них.

Министерству культуры и информации Казахстана поручено разработать меры поддержки креативной индустрии.  Это включает в себя обсуждения с представителями креативной индустрии по созданию институциональной инфраструктуры, специального фонда для поддержки креативной индустрии, механизмов использования государственной собственности в сотрудничестве с креативной индустрией, среди других инициатив. 

Рабочая группа в парламенте также сосредоточена на разработке поправок к законодательству для поддержки креативной индустрии.

Экспертное видение

Куратор и арт-консультант Владислав Слудский описал креативную индустрию как постиндустриальную экономику, где идеи и услуги приносят доход, в отличие от индустриальной экономики, где товары являются основным источником дохода. 

Владислав Слудский, арт-консультант.

“Во всем мире продолжаются дебаты о масштабах этого определения. Согласно моему опыту в области современного искусства, оно охватывает художников, учреждения или профессиональных деятелей, способных качественно экспортировать культурные продукты — будь то знания, произведения искусства, выставки или статьи. Перечислять их все нецелесообразно, поскольку суть профессии включает в себя все эти аспекты”, – сказал он.

Слудский подчеркнул, что системность является ключевым компонентом развития креативной индустрии в развитых странах, требующим времени, прозрачности, доверия к художникам, долгосрочных субсидий и хорошо отлаженной инфраструктуры.

“Я ценю модель нью-йоркской программы ”Проценты за искусство”, которая перераспределяет часть городского бюджета на культуру, общественное искусство и поддержку местных учреждений”, – сказал он.

Слудский считает, что у Казахстана есть возможность активизировать приток капитала в этот сектор и поддержать культурный экспортный потенциал с помощью таких механизмов, как налоговые льготы и систематические культурные программы. Он предположил необходимость программы малых грантов, экспертных комиссий и фонда современного искусства, возможно, под контролем Национального фонда. Реформа образования также имеет решающее значение для приведения ее в соответствие с требованиями реальной креативной экономики.

Опыт работы в арт-пространстве Dom (здание) 36

Дом 36, креативный центр в Алматы, служит местом проведения лекций, выставок, фестивалей, питч-сессий и благотворительных мероприятий. Основатель Даурен Тулеев подчеркнул, что это частная инициатива, развивающаяся с течением времени для решения проблем, с которыми сталкивается творческая сфера.

Даурен Тулеев, основатель арт-пространства “Дом 36”.

Определив три важнейших направления на рынке — недостаток знаний и навыков, недостаточное пространство для творческого предпринимательства и ограниченный доступ к финансированию, Тулеев заявил, что арт—пространство постепенно предоставляет возможности для решения этих проблем.

“За короткое время нашего существования мы внесли в доход государства 127 миллионов тенге (277 900 долларов)”, – сказал Тулеев.

Для дальнейшего развития творческой сферы арт-пространство планирует запустить программу стажировок в творческом лагере и творческий караван, организуя мастер-классы, фестивали и мероприятия в моногородах и региональных центрах. 

Тулеев подчеркнул важность поддержки креативщиков путем сдачи в аренду помещений заброшенных градообразующих предприятий. Он предположил, что если государство доверит такие помещения операторам креативной индустрии с распределением прибыли или субсидированием арендных ставок на 10-20 лет, это могло бы привлечь бизнес и инвесторов к возрождению этих заброшенных сооружений.

“Мы опираемся на опыт аналогичных проектов в странах Центральной Азии, включая компанию Ololo в Кыргызской Республике, которая инициировала создание парка креативных индустрий, предоставив налоговые льготы резидентам парка на начальный период. Мы считаем, что такие инициативы могут помочь креативщикам официально оформить свой статус и стать неотъемлемыми участниками экономической жизни страны”, – сказал он. 

Первоначально статья была опубликована в “Казинформе”.

Смотрите также

Предыдущая запись Казахстан и Того стремятся к альянсу в области экспорта зерна, добычи полезных ископаемых и цифровизации
Следующая запись Программа AWE раскрывает экономический потенциал казахстанских женщин