Оценка МВФ выделяет ключевые реформы для повышения устойчивости финансового сектора Казахстана

АСТАНА — Финансовый сектор Казахстана подвергся тщательной оценке в рамках Программы оценки финансового сектора на 2023 год (FSAP), проводимой Миссией Международного валютного фонда (МВФ) по IV статье 2023 года, которая завершилась в ноябре этого года. Цель этой оценки — определить важнейшие области для проведения реформ с целью повышения устойчивости сектора и основы политики. 

“Это часть так называемого надзорного мандата МВФ”, — пояснил он, проводя регулярные оценки каждые пять-десять лет для системно важных юрисдикций.

Гриппа признал прогресс Казахстана в области банковского надзора, в частности переход от подходов, основанных на соблюдении требований, к надзору, основанному на оценке рисков, за последнее десятилетие.

“В то время это было гораздо больше основано на соблюдении требований. Иногда, вкратце, мы определяем это как нечто большее, чем оценку профиля рисков банков. Сейчас надзор гораздо больше продвинулся в сторону надзора, основанного на оценке рисков. Это, конечно, очень позитивное событие”, — отметил он. 

Гриппа подчеркнул важность четких руководящих принципов для отстранения от должности и назначения руководителей регулирующих органов, заявив: “…ясность в том, что председатель агентства может быть отстранен только на основании мотивированного решения, сделанного явным и прозрачным”.

Признавая эффективность коммуникации со стороны НБК, Гриппа выразил обеспокоенность по поводу прозрачности, особенно во время смены руководства. Он подчеркнул: “Хорошо бы прояснить, каковы эти причины [для смены руководства], чтобы не было намека на то, что, возможно, правительство контролирует эти органы власти”.

Гриппа подчеркнул взаимосвязь между финансовым сектором и экономикой, особенно зависимость от нефтегазового сектора. Он подчеркнул необходимость диверсификации экономики Казахстана, особенно в условиях глобального стремления к низкоуглеродному будущему. 

“Это то, что [зависимость экономики от нефти и газа] настолько заметно в экономике, что действительно диктует состояние всех вещей и оказывает влияние на финансовую систему. Я думаю, что это то, что страна пережила в середине 2010-х годов, с резким падением цен на нефть и последующим замедлением экономики, что отразилось также на банковской системе. Итак, я скажу, что это важное соображение, потому что всегда было правдой, что для Казахстана было важно диверсифицировать свою деятельность, отказавшись от нефти, которая, конечно, является важным ресурсом, но подвержена высокой волатильности. Но этот шаг стал еще более важным в связи с необходимостью перехода мира к низкоуглеродной экономике”, — сказал Гриппа. 

Он обрисовал потенциальные риски, связанные со сценарием ускоренной декарбонизации, подчеркнув важность подготовки и адаптации. В этом году FSAP проанализировал, каким может быть влияние на банковский сектор Казахстана в случае ускоренной декарбонизации на внутреннем и, что более важно, глобальном уровнях. 

“Мы пришли к оценкам, что сумма кредитных потерь в банковском секторе может быть выше до 30% в зависимости от банков в сценарии быстрой декарбонизации на горизонте пяти-семи лет”, — сказал он. 

Гриппа подчеркнул, что как только на глобальном уровне будет достигнут консенсус относительно ускорения декарбонизации, такой стране, как Казахстан, придется адаптироваться к этому ускорению, и жизненно важно, чтобы правительство было готово к этому переходу.

“В финансовом секторе необходимо учитывать многие аспекты. Измерение риска, связанного с переходом, но, конечно, также понимание возможностей, которые это создает с точки зрения «зеленого» финансирования или поддержки заемщиков, склонных отказаться от процедур, процессов или продуктов с высоким содержанием углерода. Таким образом, это одновременно разумная возможность для надлежащего измерения финансового сектора и принятия соответствующих мер”, — сказал он. 

Гриппа обсудил результаты стресс-тестов платежеспособности для различных сценариев, помимо декарбонизации, указав на общую устойчивость, но предположив, что некоторым банкам необходимо укрепить свои резервы. Он также выделил потенциальные риски, такие как экономическая и геополитическая фрагментация и внутренние проблемы, связанные с реформами для устойчивого роста производства.

Программа оценки финансового сектора на 2023 год выделила важнейшие области для улучшения финансового сектора Казахстана. От готовности к кризисам до институциональной стабильности и прозрачности МВФ предоставляет информацию для руководства реформами и повышения устойчивости сектора. Казахстан сталкивается с трудностями, но благодаря стратегическим реформам он может позиционировать себя для устойчивого роста и ориентироваться в меняющемся мировом финансовом ландшафте.

Смотрите также

Предыдущая запись Казахстан субсидирует проекты женщин-предпринимателей на сумму 1,3 миллиарда долларов за два года
Следующая запись Казахстан намерен удвоить объем экономического производства до 490 миллиардов долларов к 2029 году