Обладатель китайской премии «Дружба» ожидает всплеска китайско-казахстанских деловых связей

АСТАНА – Ожидается динамичный рост китайско-казахстанских деловых отношений с акцентом на сельское хозяйство, сказал Алинур Женгис, второй гражданин Казахстана после певца Димаша Кудайбергена, который был удостоен премии дружбы правительства Китая, высшей награды для иностранных экспертов.

Алинур Чженгис, лауреат премии дружбы правительства Китая. Фото любезно предоставлено Чженгисом.

Еще в 2018 году китайское правительство наградило двух граждан Казахстана за их выдающийся вклад в экономический и социальный прогресс страны. Одним из них был известный казахстанский певец Димаш, который попал в заголовки газет, став первым казахом, удостоенным премии дружбы Китая.

Женгис, получившая награду всего пару месяцев спустя, не привлекла особого внимания СМИ, но ее вклад в углубление торговых и инвестиционных отношений между двумя странами неоспорим.

История о возвращении домой

Женгис родилась и выросла в Китае. Ее семья была частью казахской диаспоры там, пока ее отец не решил вернуться в Казахстан.

Женгис получил премию дружбы в 2019 году. Фото любезно предоставлено Женгисом.

“Мой отец был инициатором переезда. Он приехал в Казахстан в 2006 году в поисках лечения от своего диабета. Он приехал сюда и повсюду видел казахов. Я помню, как он вернулся в Китай очень взволнованным после своего визита в Казахстан и сразу же сказал: ”Давайте вернемся в нашу казахскую страну, там все казахи», — сказала Женгис, совершая эмоциональное путешествие назад, к тому моменту, когда ее семья впервые решила переехать на родину.

По возвращении в 2007 году семья столкнулась с суровой реальностью. Их резиденция состояла из старого дома, расположенного в части города, лишенной дорог и уличных фонарей.  

Проучившись всю свою жизнь в китайской школе, Женгис приехала в Казахстан с базовыми навыками письма по-казахски и без знания русского. Но эти трудности подпитывали жгучую страсть к осуществлению ее мечты стать дипломатом и помогали ей справляться с самыми трудными обстоятельствами.

“Я действительно хотел выбраться из бедности. Теперь я думаю, что если человек голоден, то, по-видимому, у него есть твердое намерение и сила внутри. Я думаю, было правильно, что мой отец был строг к нам”, — сказал Женгис.

В 2015 году она основала собственную компанию. Сейчас она построила карьеру здесь, в Казахстане, и стала уважаемым экспертом в деловых кругах двух стран.

ЭКСПО-2017

“Тогда я взял на себя обязательство: не щадить свою работу между двумя странами. С намерением вдохновлять других, чтобы таких, как я, было больше, я подвергал себя большому давлению, но все это было не зря. В 2017 году я стал партнером спонсора выставки”, — сказал Женгис.

На протяжении многих лет корпорация EREN, возглавляемая Чжнегисом, организовала сотни форумов, приветствующих потенциальных китайских инвесторов. Фото любезно предоставлено Чженгисом.

В 2017 году Казахстан принимал ЭКСПО-2017 под названием «Энергия будущего», знаковое событие для страны.  115 стран, 22 международные организации и более 33 миллионов посетителей собрались на площадке, чтобы обсудить насущную проблему – нехватку энергетических ресурсов и переход к энергетике.

“Я сказал, что могу помочь с рекламой. Я поеду в каждый регион Китая, проведу региональные форумы и представлю ЭКСПО-2017. Я опубликую это на китайском телевидении, радио и в газетах. Нужен человек, который будет руководить этой работой. И дело даже не в знании [китайского] языка. Вам нужно знать правильные двери”, — сказала она.

В контексте совместного продвижения ЭКСПО-2017 Женгис был незаменимым партнером для организаторов в Казахстане.

“Я ездил в Китай и провел 26 форумов за 40 дней. Были времена, когда я спал всего два часа. Мы организовывали форум и рассказывали все о Казахстане. Я выходил на сцену, чтобы выступить с речью. Я бы сказал: ”в Казахстане есть такие-то проекты, приезжайте, смотрите и инвестируйте», — добавил Женгис.

По словам Чженгис, ее турне по Китаю имело большой успех, сэкономив организаторам миллионы долларов. Она сказала, что за свою карьеру предпринимателя она не посетила только два места в Китае: Тибет и Тайвань.

Премия дружбы

Женгис на этом не остановилась. За эти годы она организовала сотни мероприятий в Казахстане, приветствуя потенциальных китайских инвесторов и демонстрируя им истинно казахское гостеприимство.

Те первые дипломатические открытия для китайского народа действительно никогда не были забыты. К концу 2018 года одним из первых действий китайской стороны было засвидетельствовать свое почтение Чжэнгис и вручить ей награду Дружбы, символ крепкой и непреходящей дружбы Китая.

“Однако в конце 2018 года я не смог поехать в Китай, потому что моя виза не открылась. Димаш Кудайберген смог поехать. Поэтому я получил свою награду в 2019 году. Они сказали мне, что только вы и он получили такую награду”, — сказал Женгис.

Награда застала ее врасплох.

“Я спросил их: «Его [Димаша] вклад очевиден: он проделывает огромную работу по объединению людей в области культуры, но как насчет меня?» Они сказали: «посмотрите на веб-сайт Baidu (китайская поисковая платформа). Вы так много сделали. О вас так много новостей и интервью, и это только одна часть. Мы слышали о вас, мы наблюдаем за вами. Вы хорошо известная личность в китайско-казахстанской совместной бизнес-среде”, — сказал Женгис.

Отношения Казахстана с Китаем

По словам Женгиса, в будущем отношения между двумя странами будут только укрепляться.

“Теперь мы открыли наши границы. Мы будем поддерживать тесные контакты с Китаем. Это одна из самых выдающихся стран в мире. У меня там такой большой опыт и уважение, что я могу поделиться этими преимуществами с людьми здесь”, — сказала она.

По словам Чженгиса, Казахстан, как важный региональный транспортный узел, призван сыграть ключевую роль в расширении сотрудничества Китая с Европой и остальным миром.

“Международные отношения — это, по сути, искусство само по себе. Мы должны уметь правильно использовать это искусство. Если у нас все получится, в будущем появятся большие возможности для сотрудничества. Потому что Казахстан расположен в прекрасном месте. Через Казахстан товары могут перевозиться из Китая в другие части мира, будь то в Европу или Россию”, — сказала она.

Перспективы развития сельского хозяйства

Конкурировать с сильными экономиками, такими как Китай, в области промышленного производства или технологических инноваций непросто. По словам Чженгиса, инвестиционные планы Китая должны определяться стратегиями, основанными на сравнительных преимуществах Казахстана в нишевых областях, таких как сельское хозяйство.

“Мы должны взаимодействовать [с Китаем] в наших национальных интересах. Мы не можем превзойти кого-либо в производстве, в этой отрасли трудно конкурировать. С другой стороны, с точки зрения инноваций, кто-то уже строит летательный аппарат. В этом тоже будет сложно конкурировать. Но независимо от того, строят ли они летательный аппарат или летают на ракете, все едят пищу”, — сказал Женгис.

Она надеется, что Казахстан станет центром культуры высококачественного питания, в основе которой лежит гостеприимство.

“Это должно делаться систематически. Будь то овощи или зерновые культуры, нам нужно показать, что мы производим их хорошего качества, без добавления пестицидов. Следует создавать небольшие фабрики. Существует так много различных продуктов, которые можно было бы производить из пшеницы и мяса. Если мы обратим на это внимание, то сможем экспортировать продукты питания в Европу и Китай. Мы можем занять отличное место в этой области”, — сказал Женгис.

Ее планы на будущее

Женгис надеется однажды стать частью правительственных чиновников или Президентского молодежного кадрового резерва Казахстана. “В будущем я хочу иметь возможность работать на государственной службе. Это было бы возвращением к моей старой мечте”, — сказала она.

Она считает, что ее образование в качестве студентки факультета международных отношений и обширный опыт работы с китайскими компаниями позволят ей поддержать местное сообщество и привлечь необходимые инвестиции в отдаленные регионы Казахстана.

“Я также хочу обучать молодежь в деревнях. Я хочу развивать производство в деревнях. Я работаю в этой области в качестве инвестиционного консультанта уже 12 лет. Я знаю, какой проект или производство следует осуществлять в каком регионе”, — сказал Женгис.

Смотрите также

Предыдущая запись Astana Hub обеспечит значительный рост экспорта ИТ в 2023 году
Следующая запись Казахстан планирует построить более 7000 базовых станций 5G к 2025 году