МВФ прогнозирует стабилизацию экономического роста Казахстана на уровне 3,5% в 2025 году

АСТАНА — Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует, что экономический рост Казахстана стабилизируется на уровне около 3,5% в среднесрочной перспективе, а инфляция, как ожидается, продолжит снижаться и достигнет целевого показателя в 5% к 2028 году, говорится в пресс-релизе МВФ от 31 января.

Данная оценка соответствует заключению Исполнительного совета МВФ по итогам консультаций с Казахстаном в соответствии со Статьей IV на 2024 год, проведенных 27 ноября прошлого года на основе временного интервала.

Экономические показатели в 2024 году и предстоящие риски  

Экономические показатели Казахстана в 2024 году оставались устойчивыми, продолжая динамику роста в 5,1% в 2023 году. Экономическая активность возросла во второй половине года, что привело к прогнозируемому годовому росту в 3,9%. Инфляция, однако, оставалась высокой на уровне 8,2%, замедляясь более постепенными темпами, чем ожидалось, из-за роста внутренних тарифов на энергоносители и экспансионистской фискальной политики. На внешнем фронте МВФ отметил, что дефицит текущего счета Казахстана, как ожидается, будет умеренным в 2024 году, а внешняя позиция страны оценивается как умеренно слабее, чем предполагается экономическими основами и желательной политикой.

МВФ подчеркнул несколько рисков для экономических перспектив Казахстана, которые по-прежнему склоняются к снижению. Внешние риски включают потенциальное замедление роста в основных экономиках, усиление региональных конфликтов, вторичные санкции и возросшую волатильность цен на сырьевые товары или перебои в экспортных трубопроводах. Внутри страны риски связаны с задержками в крупных инфраструктурных проектах, продолжающимся недоисполнением бюджета, которое может усугубить инфляционное давление, и возобновлением социальной напряженности. В то же время существуют и риски повышения, такие как ускоренная реализация реформ, более высокие цены на нефть и более крупные иностранные инвестиции в новые секторы.

Оценка МВФ подчеркнула необходимость жесткой денежно-кредитной политики до тех пор, пока инфляция не приблизится к целевому уровню. Сочетание сильного экономического роста, более медленных темпов дезинфляции и неопределенных глобальных перспектив требует дальнейшей осторожности в денежно-кредитной политике. Для повышения эффективности денежно-кредитной политики МВФ рекомендовал дальнейшее укрепление институциональной независимости и управления Национального банка Казахстана (НБК). Он также рекомендовал НБК воздержаться от валютных интервенций, если рыночные условия не станут беспорядочными.

Проблемы фискальной политики и сбора доходов

Фискальная политика продолжает сталкиваться со значительными проблемами из-за повторяющихся неудовлетворительных результатов. По состоянию на сентябрь прошлого года налоговые поступления достигли лишь 60,5% от бюджетного плана, что отражает экспансионистскую фискальную позицию. МВФ призвал к мерам по предотвращению фискальной процикличности и укреплению общей структуры фискальной политики. Эти усилия будут способствовать достижению властями цели фискальной консолидации при сохранении сбалансированной внешней позиции.

Ключевые приоритеты включают улучшение макрофискального прогнозирования, укрепление бюджетного планирования и использование новых налоговых и бюджетных кодексов для улучшения мобилизации ненефтяных доходов посредством постепенного повышения ставок НДС и повышения эффективности государственных расходов. Эффективность фискальной политики также зависит от повышения прозрачности данных государственного сектора и приведения их в соответствие с международными стандартами, сокращения внебюджетных расходов и ограничения дискреционных трансфертов из Национального фонда.

МВФ признал устойчивость банковского сектора Казахстана и отметил быстрый прогресс, достигнутый в реализации рекомендаций Программы оценки финансового сектора (FSAP) 2023 года. Институциональная независимость Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (ARDFM) была значительно усилена, наряду с улучшениями в надзоре на основе рисков.

Кроме того, были расширены рамки макропруденциальной политики НБК. МВФ подчеркнул важность внедрения полномасштабной структуры урегулирования банков для улучшения координации между ARDFM, НБК и соответствующими министерствами.

Снижение влияния государства на экономику и риски изменения климата 

Реализация структурных реформ остается критически важной для долгосрочного экономического роста Казахстана. МВФ отметил, что достижение амбициозных целей роста правительства требует сокращения государственного присутствия в экономике и содействия конкуренции и развитию частного сектора. Однако последние тенденции указывают на усиление государственного вмешательства, субсидий, расширения государственных предприятий и внешних ограничений. МВФ рекомендовал более сильное государственное управление для повышения экономической устойчивости и диверсификации, включая постоянные усилия по устранению уязвимостей, связанных с коррупцией.

Учитывая растущее влияние изменения климата, МВФ подчеркнул необходимость ускорения перехода Казахстана к более устойчивой и стойкой экономической модели. Хотя страна достигла прогресса в реализации своей национальной стратегии углеродной нейтральности, необходимы дальнейшие меры по модернизации энергетической инфраструктуры, повышению энергоэффективности и реформированию субсидий на ископаемое топливо. Кроме того, МВФ подчеркнул важность политики, направленной на трансформацию секторов с высоким уровнем выбросов, управление рисками, связанными с климатом, в финансовом секторе и обеспечение защиты уязвимых слоев населения во время этого перехода.

Смотрите также

Предыдущая запись Казахстан вряд ли пострадает от торгового спора между США и Китаем, заявил чиновник
Следующая запись Центр промышленного сотрудничества «Казахстан-Узбекистан» откроется в 2027 году, что будет способствовать развитию региональной торговли