
Всемирный банк взвешивает налоговые реформы в Казахстане
Ниже представлен Q&A с экономистами Всемирного банка из Казахстана и Вашингтона, округ Колумбия — Азамат Агайдаров, Раджив Кумар, Арбинд Моди и Наташа Шарма.
Цель нового Налогового кодекса, как говорят чиновники, состоит в том, чтобы сделать налоговую политику более понятной, стабильной и справедливой. С точки зрения Всемирного банка, какие политические решения будут ключевыми для выполнения этих обещаний?
Налоги актуальны. Люди беспокоятся о том, как изменения в налогах повлияют на их располагаемый доход и способность экономить. Высокие налоги могут отпугнуть бизнес от инвестиций, тогда как низкие поступления налогов могут повлиять на возможности государства финансировать общественные услуги и обеспечивать безопасность граждан.
В Казахстане правительство тратит больше денег, чем собирает. Это приводит к постоянному и растущему бюджетному дефициту, который в 2024 году оценивается в 3.7% от ВВП. С 2015 по 2022 год общие налоговые доходы составляли только 17% от ВВП, что ниже среднемирового показателя ОЭСР (34%) и заметно отставало от показателей стран-партнеров с богатыми природными ресурсами.
Повышение доходов является жизненно важным для правительства в реализации его планов развития, включающих восстановление инфраструктуры и расширение социальных программ. Кроме того, эффективная и прозрачная налоговая структура, которая минимизирует искажения, может поддерживать более дружелюбную бизнес-среду, позволяя экономике развивать новые отрасли помимо нефти и газа, которые способны обеспечить долгосрочную производительность.
Пересмотр Налогового кодекса открывает более широкие возможности для развития стратегии страны и продвижения справедливости.
Достижение правильного баланса при определении налоговых ставок. В конечном итоге налоги уплачивают физические лица, а корпорации выступают в качестве проводников. Совокупное налогообложение корпоративных прибылей (налог на прибыль корпораций плюс налог на дивиденды и прирост капитала) должно соответствовать верхней ставке индивидуального налога. Существующая система имеет ставку корпоративного подоходного налога 20%, что значительно выше ставки личного дохода в 10%, создавая предубеждение против корпоративной структуры.
Следует рассмотреть систему прогрессивного налогообложения личных доходов. Прогрессивная структура налогов устанавливается на основе способности платить. Люди с более высоким доходом платят больше, чем те, кто имеет меньший доход, что является способом обеспечения справедливости.
В Казахстане средний уровень налога на доходы физических лиц составил всего 1.3% от ВВП за последние пять лет, что ниже почти всех стран-партнеров. Любое движение к прогрессивному налогообложению должно основываться на простоте и понятных ставках для поддержки соблюдения законодательства. Кроме того, возможно применение других способов достижения прогрессивной фискальной политики, таких как трансферты, направленные на поддержку бедных и уязвимых домохозяйств, а также налоговые льготы, включая вычеты или кредиты за уход за детьми и зависимыми лицами, что может поддерживать работающих матерей.
Повышение конкуренции путем устранения искажений от обширных налоговых льгот и освобождений. Хотя стимулы могут способствовать инвестициям или развитию перспективных отраслей, практика в других странах подчеркивает проблемы, такие как создание неэффективности, эрозия налоговой базы и усложнение налогового администрирования. Корпоративный подоходный налог к ВВП составляет около 5% за последние пять лет, но наблюдается устойчивый спад. Ключевым приоритетом должна быть рационализация/постепенный вывод корпоративных налоговых стимулов, которые являются неэффективными после оценки затрат и выгод. Аналогично, налог на добавленную стоимость (НДС), который является налогом потребления, применяемым к товарам и услугам, включает обширные освобождения от налогообложения, что приносит пользу всем потребителям (не только домохозяйствам с низким доходом), тем самым снижая нейтральность и эффективность налога.
Использование акцизной системы для компенсации вреда обществу, известного как негативные экстерналии. Система акцизных налогов может быть модернизирована для нейтрализации негативных внешних эффектов от товаров вроде алкоголя, табака, ископаемых видов топлива и подслащенных сахаром напитков, энергии и пластика. В частности, следует включить акцизный сбор для подслащенных сахаром напитков. Относительно низкие ставки акцизного налогообложения на алкоголь косвенно способствуют дискриминации женщин, так как этот продукт более широко потребляется мужчинами, а чрезмерное его потребление связано с насилием по признаку пола, потерями доходов и бременем ухода за детьми.
Введение цены на глобальные выбросы парниковых газов через введение углеродного налога. Внедрение углеродного налога поможет декарбонизировать секторы, которые будут подвержены механизму корректировки углеродной границы ЕС, и повысит конкурентоспособность этих отраслей на рынках ЕС. В Казахстане уже присутствуют некоторые элементы углеродного налога в виде акцизов на транспортные топлива. Существующая система акцизного сбора может быть усилена путем включения коэффициента выбросов углерода и применения углеродного налога ко всем видам топлива, включая природный газ и уголь. Такой тип акциза трудно обойти, он охватывает неформальный сектор – важные аспекты при проектировании налоговой системы. Постепенное введение углеродного налога позволит Казахстану получить 1.9% дополнительных доходов от ВВП к 2030 году, а также совокупные дополнительные доходы в размере $15 млрд за период с 2025 по 2030 год.
Учитывая справедливость и влияние налогов на богатство, новый Налоговый кодекс предоставляет возможность рассмотреть всеобъемлющий налог на чистый капитал и наследство вместо налогообложения отдельных активов. Более того, для случая земли следует рассмотреть широкомасштабный земельный налог, так как более состоятельные субъекты часто владеют большинством земель. Реформы налога на прирост капитала также могли бы способствовать созданию справедливой и точной налоговой системы, гарантируя, что инвесторы облагаются налогом по общему чистому доходу, а не индивидуальным доходам от сделок. Удаление любых искажающих исключений способствовало бы эффективности и справедливости.
Как подход Казахстана к налоговой реформе соотносится с тенденциями, которые Всемирный банк наблюдает в других странах с доходом выше среднего или основанных на ресурсах экономиках?
Налоговая реформа Казахстана соответствует более широким тенденциям среди стран с доходом выше среднего и богатых ресурсами экономик, стремящихся усилить мобилизацию доходов, уменьшить экономические искажения и поддержать диверсификацию экономики для снижения зависимости от ресурсов. Подобно таким странам, как Мексика, Индонезия и Колумбия, Казахстан нацелен на расширение налоговой базы, сокращение неэффективных освобождений от налогов и модернизацию налогового администрирования. Его акцент на упрощение налогового кодекса и улучшение справедливости соответствует растущему глобальному вниманию к прозрачности и равенству.
Казахстан уже заявил о намерении внедрить прогрессивное налогообложение, что приведёт его практику в соответствие с другими странами, проводящими реформы. В период 2017-23 года средняя доля НДФЛ к ВВП составляла лишь 1,4% от ВВП по сравнению с 4,4% для стран региона. Налоговые льготы, связанные с уходом за детьми, были внедрены в нескольких странах, таких как Малайзия, Мексика и Китай. Для углубления реформ в области секторальных корпоративных налоговых стимулов другие страны внедряют стимулирующие меры, привязанные к результатам деятельности, со сроком действия до достижения определённого результата (sunset provision), что Казахстан может рассмотреть.
Другие страны, такие как Новая Зеландия, Сингапур, Колумбия и Узбекистан, имеют операционные модели более простого режима налога на потребление, включающего единый НДС с небольшими исключениями и отдельные целевые механизмы перераспределения.
Реформа структуры НДС путем сокращения исключений могла бы помочь увеличить доходы с нынешних 4% ВВП между 2017 и 23 годами до уровня ближе к региональным сверстникам в 9% ВВП. Несколько стран, таких как Южная Африка и Шотландия, реформировали систему акцизного налога для отражения негативных экологических и социальных издержек на товары, такие как алкоголь, в рамках более широких усилий по снижению гендерного насилия и других форм социального вреда. Страны со средним уровнем дохода все чаще достигают прогресса во внедрении ценообразования углерода, включая Бразилию и Турцию, при этом оценка показывает примерно 75 углеродных налогов и систем торговли выбросами, действующих по всему миру.
Какова итоговая оценка Всемирного банка?
В общем, реформа Налогового кодекса Казахстана дает возможность устранить искажения для поддержки конкуренции, ввести прогрессивное налогообложение для улучшения справедливости и обеспечить правильное ценообразование товаров и услуг с вредными последствиями. Эти реформы могут способствовать росту экономики, расширять налоговую базу и увеличивать доходы справедливым образом, чтобы улучшить общее финансовое пространство, что укрепит позицию Казахстана среди других стран, проводящих реформы, и является предметом широкого обсуждения в