Морские порты Казахстана обслуживают на 25% больше судозаходов за девять месяцев
АСТАНА – В январе-ноябре текущего года морские порты Казахстана обслужили на четверть больше судозаходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщил министр транспорта Марат Карабаев на заседании Правительства 12 декабря под председательством премьер-министра Алихана Смаилова, сообщила пресс-служба Премьер-министра.
Однако растущая интенсивность судоходства и обмеление Каспийского моря требуют ускоренного создания системы безопасности судоходства.
Перевалка грузов в морских портах Казахстана
За 11 месяцев морские перевозки составили 6,5 млн тонн, что на 10% больше, чем в прошлом году. Наибольшая доля приходится на экспортные перевозки казахстанских товаров в европейские страны.
Объем перевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ), или Срединному коридору, удвоился по сравнению с прошлым годом и достиг 2,5 млн тонн. Объем экспорта казахстанской продукции по ТМТМ увеличился в три раза. Рост импортных грузопотоков свидетельствует об интересе европейских компаний к этому маршруту. Однако объем транзитных грузоперевозок в направлении восток-запад снизился. Основная причина — снижение ставок фрахта на Южном морском пути.
Казахстан стремится увеличить объемы перевозок по ТМТМ в пять раз и принимает меры совместно с Азербайджаном, Грузией и Турцией для синхронного развития транспортной инфраструктуры.
К 2027 году страны рассчитывают увеличить пропускную способность с шести миллионов тонн до 10 миллионов тонн в год и сократить сроки доставки до 14-18 дней, включая пять дней по Казахстану.
Учитывая динамичный рост перевозок, Министерство транспорта сосредоточит свое внимание на дноуглублении акваторий морских портов, развитии терминальных сооружений и железнодорожной инфраструктуры, подходящей для портов, цифровизации транспортных коридоров, развитии торгового флота и обеспечении безопасности на море.
Ранее Актауский морской торговый порт восстановил статус морского порта международного значения в соответствии с постановлением правительства, принятым 21 сентября.
Развитие портовых сооружений
Смаилов отметил, что водный транспорт является самым популярным в мире. На его долю приходится более 60% грузооборота и 80% всей международной торговли.
“Казахстан не имеет выхода к мировому океану, поэтому мы развиваем все виды транспорта. Более того, в связи с геополитической ситуацией в мире и разрушением традиционных путей сообщения возникает необходимость поиска альтернативных маршрутов. Ярким примером является Транскаспийский международный транспортный маршрут”, — сказал Смаилов.
Он добавил, что для полноценного развития отечественных морских портов дноуглубительные работы в Курыке будут завершены к концу следующего года, а в Актау — в 2025 году. Это позволит привлечь крупнотоннажные суда.
По словам Карабаева, Казахстан ведет переговоры с потенциальными инвесторами о развитии терминальных мощностей в этих районах, таких как порты Абу-Даби, Ренус и порт Шаньдун. Казахстан также подписал соглашение с портом Ляньюньган о начале строительства контейнерного хаба в Актау в следующем году. В этом году завершено строительство зерновых терминалов в порту Курык. Также в порту будут построены терминалы для генеральных грузов, а также для перевалки экологически чистого водорода. Общий объем инвестиций в развитие терминалов порта Курык превысит 200 миллионов долларов.
В октябре в морском порту Курык был запущен новый многофункциональный морской терминал «Саржа».
“Потенциал наших морских портов очень высок, можно переваливать грузов в три раза больше, чем сейчас. Поэтому необходимо устранить все узкие места, чтобы эффективно использовать существующие ресурсы нашей инфраструктуры”, — подчеркнул Смаилов.
По просьбе Казахстана строительство первых паромов начнется в следующем году. Планируется, что в 2027 году их будет уже четыре. Смаилов подчеркнул необходимость рассмотрения вопроса о строительстве судостроительного завода в ближайшее время в Казахстане.
Развитие транзитных возможностей реки Иртыш
По словам Смаилова, страна должна решить вопросы, касающиеся расширения узловых железнодорожных станций и подъездных путей к портам, а также процедур оформления грузов.
“У Казахстана есть возможность увеличить грузоперевозки по реке Иртыш почти в 2,5 раза. Для достижения этого необходимо улучшить существующую инфраструктуру и увеличить парк судов. В целом развитие водного транспорта окажет мультипликативный эффект на рост транспортной отрасли, транзита и торговли”, — подчеркнул Смаилов.
Карабаев отметил, что развитие транзитных возможностей трансграничной реки Иртыш позволит соединить Россию и Китай новыми транспортными линиями. Для развития этого маршрута вблизи Семея будет построен новый судоходный шлюз, недалеко от села Тугыл будет построен порт, а железная дорога будет протянута до границы с Китаем на участке Тугыл-Майкапчагай протяженностью 99 километров. Таким образом, ожидается, что объем перевозок достигнет 2-2,5 млн тонн.
Смотрите также
- Казахстанский CodiPlay стал первым в Центральной Азии стартапом в области Электронных Технологий, получившим Престижный Финский сертификат качества
- Нефтегазовая отрасль Казахстана: перспективы, тенденции, взгляд в будущее
- Объем транспортировки нефти в Казахстане за 10 Месяцев достиг 57,8 Млн Тонн
- Казахстан запустит модель казахского языка Irbis GPT на основе искусственного интеллекта
- Товарооборот Казахстана со странами СВМДА вырос до 82 миллиардов долларов
- Цифровой Тенге Национального Банка Набирает Популярность Среди Потребителей
- Картографирование ландшафта креативных индустрий: Культурные инициативы Казахстана, кочевничество в Центральной Азии, международная практика
- Казахстан и провинция Шаньдун изучают перспективные направления сотрудничества
- Казатомпром сообщает о росте выручки на 25% в первом полугодии текущего года
- Австралийские компании готовы развивать горнодобывающий и металлургический комплекс в Казахстане