Казахстан наметил курс на устойчивый региональный рост на KGIR 2023

АСТАНА – Устойчивый региональный рост является приоритетом для Казахстана в его деловой деятельности в транзитном секторе и цифровых технологиях. Круглый стол по глобальным инвестициям Казахстана (KGIR) 2023, состоявшийся 17 ноября в Астане, подчеркнул готовность страны приложить усилия для улучшения инвестиционного ландшафта и создания устойчивой инфраструктуры.

С 2017 года KGIR служит ключевой платформой для открытого диалога между Казахстаном и международным бизнес-сообществом. Дискуссии в этом году были проведены в ответ на далеко идущие последствия геополитических сдвигов и явные признаки проблемы изменения климата. 

Панельные дискуссии охватывали использование инновационных технологий для расширения экспортного потенциала и обзор новых возможностей в области транспорта и логистики в целях обеспечения региональной устойчивости.

KGIR-2023 стартовала с первой панельной сессии, посвященной инвестициям в передовые технологии.  

“Казахстан, как молодая нация, привержен всем современным инновационным тенденциям в мире”, — сказал генеральный директор «Самрук Казына» Нурлан Жакупов в своем вступительном слове. Он отметил, что инновации — это состояние души.  

Экологические, социальные и управленческие решения (ESG) занимают центральное место в работе Казахстанского парка инновационных технологий, также известного как Tech Garden. Платформа, которая поддерживает отрасли в их цифровой трансформации, разработала новую модель взаимодействия между недропользователями и стартапами на казахстанском рынке для содействия инновационной деятельности и развитию высокотехнологичных малых и средних предприятий (МСП).  

“Цифровые инновации помогают смягчить последствия [воздействия экономической деятельности на окружающую среду]. Деятельность недропользователей приводит к значительному загрязнению окружающей среды во всех сферах экономики. Мы предлагаем нашим клиентам быстрые и дешевые ESG-решения, привлекаем иностранную экспертизу в наши стартапы, например, через совместные акселерационные программы”, — сказал генеральный директор компании Бауржан Канкин. 

Марат Бексултанов, руководитель Центральноазиатской региональной информационной сети (CARIN), рассказал об основных проблемах изменения климата, с которыми продолжает сталкиваться Казахстан.   

“Во-первых, Казахстан является одной из стран, испытывающих наибольший дефицит водных ресурсов. Опустынивание особенно способствует обострению этой проблемы. Во-вторых, в стране сложные климатические условия для ведения сельского хозяйства. В то же время большая часть производства зависит от сельского хозяйства. Потеря лесов — еще одна большая проблема, которую мы наблюдали, например, как в прошлом, так и в этом году”, — сказал Бексултанов.  

На пути к переходу к зеленой экономике Казахстан недавно принял Стратегию по достижению углеродной нейтральности к 2060 году. В 2021 году она ввела новый Экологический кодекс, а в 2022 году – зарегистрировала свою первую партию зеленых. 

Афзал Амин, генеральный директор London Experience, поздравил население Казахстана с достижением 20 миллионов человек и предложил сместить акцент с инноваций и законодательства на привлечение талантов.  

“Казахстан — одна из крупнейших стран в мире, и в этом смысле его углеродный след на душу населения невелик”, — сказал он. Амин также отметил, что законодательство не может быть на переднем крае внедрения инновационных технологий, поскольку оно должно следовать за развитием этой быстрорастущей области.  

Возникающие возможности в области транзитного потенциала Казахстана и логистических услуг также обусловлены региональными вызовами. 

Министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Марат Карабаев представил предположение министерства, которое подразумевает, что Казахстан должен привлечь почти 40 миллиардов долларов инвестиций, чтобы раскрыть потенциал транспортного сектора.

“Дорожное строительство требует примерно 20 миллиардов долларов, железнодорожное строительство – 15 миллиардов долларов, а авиационная промышленность и развитие морских портов – 5 миллиардов долларов”, — сказал министр. 

В этом году, по словам министра, перевозка грузов железнодорожным транспортом достигла рекорда за последние 30 лет – 300 млн тонн. По его словам, транзитный сектор также продемонстрировал рост на 20%. 

Генеральный директор Semurg Invest Нуржан Марабаев подчеркнул важность устойчивого государственного партнерства в инфраструктурных проектах. Semurg Invest является частным застройщиком порта Курык, расположенного на восточном побережье Каспийского моря. 

Марабаев подчеркнул налаженный диалог с правительственными структурами, особую поддержку министерства в развитии каждого из транспортных коридоров и поручение Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева преобразовать порт Курык в новый мультимодальный хаб. 

“В прошлом месяце мы ввели в эксплуатацию наш терминал для генеральных грузов. Два судна уже отправлены в Азербайджан из Казахстана. Это очень хороший пример инвестиций со стороны частного сектора”, — отметил он. 

В ходе панельной сессии, посвященной долгосрочному устойчивому росту, Премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов объявил о разработке национального плана по обеспечению проектов высококачественной инфраструктурой к 2029 году и внедрении новых механизмов финансового стимулирования для облегчения притока инвестиций в сложные нефтегазовые проекты.  

Смотрите также

Предыдущая запись Казахстан экспортировал 2,8 млн тонн нефти из порта Актау за десять месяцев
Следующая запись Казахстан придает импульс развитию зеленой энергетики в сотрудничестве с зарубежными партнерами