Форум ЕАБР расширяет партнерство и решает ключевые региональные задачи

АСТАНА – 27-28 июня в Алматы состоялась ежегодная встреча и бизнес-форум Евразийского банка развития (ЕАБР), в которых приняли участие представители многосторонних банков развития, международных организаций, бизнеса и журналисты со всего мира.

Мероприятие было направлено на расширение партнерских отношений и обмен практическим опытом для решения ключевых региональных проблем, включая водный и энергетический баланс, развитие транспорта и логистики, а также совершенствование финансового рынка. 

Одним из главных событий мероприятия стала панельная сессия, посвященная изучению потенциала евразийской транспортной системы. В ходе сессии эксперты обсудили будущую инфраструктуру, крупные проекты и инновационные подходы к развитию транспорта в Евразии.

Евразийская транспортная сеть: расширение возможностей подключения

Евразийская транспортная сеть – это система взаимосвязанных международных транспортных коридоров, обеспечивающих внутри- и трансконтинентальное сообщение стран Евразии. Она охватывает более 50 000 километров международных транспортных коридоров восток-запад и север-юг, соединяющих Азию, Европу и Ближний Восток.

Мирослав Антонович, председатель Комитета Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), рассказал об усилиях организации по совершенствованию международных транспортных коридоров. ОСЖД, в которую входят 30 стран, направлена на повышение безопасности коридоров, охрану окружающей среды и сотрудничество между странами, а также на стимулирование инноваций в области железнодорожных грузовых перевозок.

“Сегодня коридоры ОСЖД являются эффективным механизмом транспортировки пассажиров и грузов по всей их протяженности. Развитая инфраструктура, отвечающая потребностям экономики, имеет решающее значение для ее роста”, – сказал Антонович. 

Достижение этой цели требует технической, технологической, цифровой и правовой совместимости для обеспечения бесперебойного взаимодействия между странами во время транспортировки.

Антонович подчеркнул важность унифицированного подхода, включающего единый документ – железнодорожную накладную, которая может использоваться на всем маршруте коридора, включая водные участки. Этот подход поддерживает цель “один маршрут, один документ”, способствуя созданию бесперебойной транспортной системы, обеспечивающей обслуживание “от двери до двери”.

Он также отметил цифровизацию как следующий шаг в развитии международных перевозок в будущем и рекомендовал внедрить концепцию “единого окна” на пограничных переходах.

Антонович подчеркнул важность экологических решений, признав железнодорожный транспорт наиболее экологичным видом транспорта во всем мире. 

“Мы должны сделать все возможное для внедрения новых источников энергии и инноваций”, – добавил он.

Инновации в агро-логистике

Алевтина Кириллова, генеральный директор Eurasian Agrologistics, рассказала о том, как инновации помогают операторам, экспедиторам и менеджерам торговых и логистических предприятий продвигать логистические продукты и решения, необходимые производителям, особенно из стран Евразийского экономического союза.

Она особо отметила проект “Евразийский агроэкспресс”, инициативу по ускорению железнодорожных маршрутов и мультимодальных перевозок в рамках Евразийского экономического союза. 

Она объединяет сельскохозяйственные и продовольственные товары из стран-участниц и экспортирует их в третьи страны, включая Китай, Юго-Восточную Азию, Центральную Азию и Ближний Восток. За последние два года в рамках проекта было перевезено более 800 000 тонн различных сельскохозяйственных и пищевых продуктов, демонстрируя динамичный рост.

Основные маршруты включают Беларусь-Россия-Казахстан-Китай, Казахстан-Узбекистан – Афганистан-Пакистан и коридор Север-Юг. Проект позволил увеличить объемы перевозок с привлечением ключевых операторов, экспедиторских компаний и логистических терминалов, установив общедоступные тарифы и закупив необходимое оборудование для транспортировки скоропортящихся грузов.

Развитие инфраструктуры Казахстана

Обращаясь к участникам, Алия Мурзагалиева, управляющий директор по управлению активами и проектным операциям холдинга “Байтерек”, рассказала об амбициозном плане Казахстана по развитию инфраструктуры, который в настоящее время находится на утверждении правительства. Национальный инфраструктурный план включает в себя более 200 проектов на сумму более 40 трлн тенге (89 млрд долларов США) до 2029 года.

“Мы работаем над обеспечением доступности подвижного состава, и с 2015 года мы значительно инвестировали в обновление грузовых, контейнерных и пассажирских вагонов. Кроме того, у нас есть проекты, связанные с локомотивами и масштабным ремонтом, модернизацией и реконструкцией автомобильных дорог”, – сказала Мурзагалиева. 

Она подчеркнула важность развития порта Курык, который претерпевает значительные изменения для увеличения своей грузооборотной способности.

Даурен Кабиев, вице–президент по внешним связям TAV Казахстан – Международный аэропорт Алматы, сообщил о положительных тенденциях в сфере пассажирских и грузовых перевозок.

 “В настоящее время мы обслуживаем 9,5 млн пассажиров и ожидаем, что к концу года их число достигнет 11 млн или более. Количество рейсов увеличилось с 64 000 в 2019 году до 79 000”, – сказал Кабиев.

Значительно возросли и объемы грузоперевозок: объемы обработки грузов выросли с 86 000 тонн в 2021 году до 99 000 тонн в 2023 году. 

Кабиев подчеркнул решающую роль проекта Truck to Air, который облегчает прямую загрузку грузовиков в самолеты. Ожидается, что благодаря этой инициативе объемы перевозок увеличатся до 200 000 тонн в год. 

“Аэропорт Алматы может выступать в качестве ключевого связующего звена как в коридоре север-юг, так и в инициативе ”Один пояс, один путь”, – сказал он, подчеркнув стратегическую важность аэропорта в рамках евразийской транспортной сети.

Ориентируясь на будущее

Кабир Джуразода, директор Института Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (Институт ЦАРЭС), рассказал о стратегии ЦАРЭС до 2030 года, которая направлена на укрепление регионального экономического сотрудничества между странами ЦАРЭС. Стратегия направлена на скоординированные усилия по упрощению процедур и совершенствованию механизмов международной торговли, гармонизации нормативно-правовой базы, совершенствованию инфраструктуры и оптимизации транспортной логистики.

Основной инициативой в этой стратегии является развитие и модернизация транспортных коридоров. 

Джуразода также подчеркнул, что важные проекты в Китае являются частью этой крупной евразийской инфраструктуры. 

Участники заседания согласились с тем, что инфраструктурные проекты требуют значительных инвестиций и имеют длительные сроки окупаемости. Крайне необходимы механизмы перевода ресурсов, накопленных в частном секторе, в секторы экономики и инфраструктурные проекты. 

Смотрите также

Предыдущая запись Независимый директор по управлению рисками, ESG и инвестициям Банка развития Казахстана
Следующая запись Стратегический инвестиционный план Казахстана по стимулированию экономического роста и привлечению мировых брендов