Экономика Казахстана демонстрирует адаптивность в условиях глобального шторма, заявил министр экономики

АСТАНА — Министр национальной экономики Алибек Куантыров в интервью газете “Казахстанская правда” 21 августа рассказал о вызовах, с которыми сталкивается экономика Казахстана в свете напряженных геополитических реалий, и о том, как правительство решает их.

По словам Куантырова, Казахстан продемонстрировал адаптивность, преодолевая глобальную турбулентность, вызванную пандемией, высокой инфляцией и российско-украинским конфликтом, которые негативно повлияли на цепочку поставок.

“В прошлом году ВВП вырос на 3,2%, превысив наш первоначально скромный прогноз”, – сказал он. 

Куантыров сказал, что в этом году казахстанская экономика продемонстрировала еще лучшие результаты. “За первое полугодие реальный рост ВВП достиг 4,8%”, – сказал он, добавив, что целевой экономический рост в этом году составляет 4,5-5%, а в среднесрочной перспективе – до 6%.

Борьба с инфляцией

Куантыров признал, что высокая инфляция по-прежнему вызывает озабоченность. 

“Инфляция в прошлом году в первую очередь была обусловлена внешними факторами, связанными с глобальными процессами и дисбалансом спроса и предложения. В результате с 2022 года действует пакет мер политики по управлению инфляцией и ее снижению. В этом году предпринимаются усилия по насыщению внутреннего рынка продовольственными товарами. Мы сразу можем наблюдать, как инфляция снизилась с 21,3% в феврале до 14% в июле”, – сказал Куантыров. 

Министр сообщил, что к концу года цель состоит в том, чтобы инфляция достигла 9,5-10%. Он уточнил, что работа правительства направлена на импортозамещение. 

“Это касается не только продуктов питания, но и строительных материалов и текстиля. Я часто бываю в регионах, чтобы понять, какие направления требуют дополнительного финансирования. Например, положительный опыт Северо-Казахстанской области по производству молочной продукции сейчас применяется в Западно-Казахстанской и Акмолинской областях”, – сказал он. 

Нарушение цепочки поставок и средний коридор

Куантыров обратился к нарушению цепочки поставок, которое стало серьезным шоком для казахстанского бизнеса. Обстоятельства побудили страну искать альтернативные маршруты, такие как Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), известный как Срединный коридор, который простирается от Юго-Восточной Азии и Китая до Казахстана, Каспийского моря, Азербайджана, Грузии и европейских стран.

“Транзит является одним из важных источников дохода, особенно для стран, не имеющих выхода к морю. У нас огромный транзитный потенциал. Например, ожидается, что к 2030 году потенциал TITR превысит более 20 миллионов тонн грузов в год, что в десять раз больше текущего уровня”, – сказал Куантыров. 

По словам министра, реализуются планы по расширению нескольких существующих узких мест на этом маршруте, поскольку заложен фундамент для интеграции казахстанской инфраструктуры в глобальные транспортно-логистические потоки. Страна также намерена ускорить развитие контейнерного хаба, многоцелевого морского терминала, а также модернизацию и обновление существующей портовой инфраструктуры. 

Он добавил, что реализация крупного железнодорожного проекта на участке Достык-Мойынты, а также Бахты-Аягоз, Дарбаза-Мактаарал значительно увеличит пропускную способность и даст возможность существенно увеличить экспорт отечественной продукции. 

“Мы понимаем, что эффективность экономических реформ, достижение сбалансированной структуры промышленности и создание благоприятных условий для ведения бизнеса в значительной степени зависят от доступности дорожной сети. Дороги служат ключевыми экономическими артериями. Важно инвестировать в их развитие”, – сказал Кунатыров. 

Министр сказал, что, по оценкам Всемирного банка, расширение доступа людей к своим рабочим местам за счет развития дорожной сети на 1% может привести к увеличению числа компаний и рабочих мест на 0,3-0,4%. Кроме того, более 30% от каждого тенге, инвестированного в дорожную инфраструктуру, возвращается правительству в виде налогов.

Внешняя торговля

Министр сказал, что Казахстан добился впечатляющих результатов в области инвестиций и внешней торговли с рекордными прямыми иностранными инвестициями в размере 28 миллиардов долларов в 2022 году, что стало первым подобным достижением за десятилетие. По словам Куантырова, страна серьезно относится к развитию двусторонних торгово-экономических и инвестиционных отношений со всеми своими партнерами. 

“Наши усилия в сложных условиях были подтверждены международными рейтинговыми агентствами, такими как Standard & Poor’s, Moody’s и Fitch, которые оценили суверенный кредит Казахстана как инвестиционно надежный”, – сказал он, добавив, что в марте S&P обновило прогноз по стране, изменив его с негативного на стабильно.

По словам Куантырова, финансовая стабильность обеспечивается достаточными валютными резервами, которые на конец июля составили 94,4 миллиарда долларов и 34,2 миллиарда долларов в золоте и иностранной валюте. Активы Национального фонда выросли до 60,2 миллиарда долларов.

В условиях рецессии, нависшей над крупнейшими мировыми экономиками, Куантыров сказал, что страна учитывает эти вызовы, и ее прогнозы являются консервативными с оптимистичным прогнозом. 

При разработке прогноза по стране министерство изучает данные международных организаций, таких как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Азиатский банк развития и других финансовых институтов. При планировании основных параметров бюджета, таких как цена на нефть и инфляция, министерство рассчитывает “золотую середину” для создания консенсус-прогноза.

“У нас нет другого выбора, кроме как ставить перед собой более амбициозные цели и искать новые возможности”, – сказал он. 

Инвестиционный климат 

Куантыров также рассказал об инвестиционном климате как об одном из важнейших факторов устойчивого экономического роста. Он сказал, что в стране ведется системная работа в этом направлении. Он упомянул Концепцию инвестиционной политики до 2026 года, которая направлена на создание нового инвестиционного цикла и пересмотр стратегии инвестиционной привлекательности в свете новых тенденций, таких как экологические, социальные стандарты и стандарты корпоративного управления.

“Существуют освобождения от таможенных пошлин, различные налоговые льготы и гранты в натуральной форме. В соответствии с инвестиционным соглашением стабильность законодательства обеспечивается в течение 25 лет для реализации инвестиционных проектов на сумму почти 50 миллионов долларов. Каждый проект получает индивидуальные условия, и на инвесторов возлагаются конкретные обязательства”, – сказал он. 

Куантыров упомянул Международный финансовый центр “Астана”, который предлагает инвесторам беспрецедентные условия ведения бизнеса, включая налоговые льготы, гибкие трудовые правила и возможность проводить операции в любой валюте. 

“Процедуры открытия и ведения бизнеса были упрощены. Большинство услуг доступны онлайн через egov.kz веб-сайт”, – добавил он. 

Куантыров отметил, что страна установила безвизовый режим для инвесторов из 76 стран, чтобы способствовать большей деловой активности. Правительство усердно работает с общенациональным пулом инвестиционных проектов в несырьевых отраслях экономики. 

“Разработан единый пул инвестиционных проектов, состоящий из 873 проектов на сумму 28,1 трлн тенге (61,8 млрд долларов), которые позволят создать более 138 400 рабочих мест с участием более 30 стран. В этом году планируется открыть 281 объект стоимостью 1,97 трлн тенге (4,3 млрд долларов), что обеспечит более 32 000 рабочих мест”, – сказал он. 

Куантыров сказал, что предпринимаются усилия по переводу в Казахстан крупных предприятий и международных корпораций, которые намерены прекратить свою деятельность в России и Беларуси. В список входят более 400 крупных компаний из 38 стран, причем 70 компаний завершают процесс переезда в страну. 

Смотрите также

Предыдущая запись Казахстанский финтех-стартап S1lkPay получил патент США
Следующая запись Digital Bridge Awards 2023 наградит победителей в восьми номинациях