Автомобильная промышленность Казахстана опережает ожидания

АСТАНА – В последние годы в Казахстане наблюдается стремительный рост автомобильной промышленности. В 2023 году в стране было произведено более 148 000 автомобилей, что на 30% больше, чем годом ранее. Политика диверсификации экономики шаг за шагом приносит многообещающие результаты в развитии реального сектора экономики. 

Прошлый год ознаменовался ростом национальной экономики на 5,1%. За первые 10 месяцев 2023 года машиностроение выросло на 27%. По данным Министерства национальной экономики Казахстана, среди всех ее секторов автомобильная промышленность продемонстрировала самый высокий рост — 42% за этот период. 

Автомобильный сектор набирает обороты с запуском новых производственных мощностей

Запуск новых производственных предприятий является важным вкладом в динамичное развитие отрасли. 

Еще в 2005 году российский производитель грузовых автомобилей «КАМАЗ» стал первым крупным производителем, вышедшим на казахстанский рынок. В последующие годы Казахстан стал привлекательным местом для глобальных игроков автомобильной промышленности. 

Предприятия по производству автомобилей, запущенные южнокорейскими Kia, Hyundai и Daewoo, американской Chevrolet, итальянской IVECO и китайской ANKAI, являются некоторыми примерами хорошо налаженного сотрудничества с казахстанскими партнерами.   

Эпицентром растущего автомобильного сектора Казахстана является Костанайская область на севере страны. Благодаря выгодному экономико-географическому положению регион является родиной ведущих машиностроительных предприятий, включая Allur, крупнейший автомобильный завод в Казахстане.  

Allur остается единственной компанией, производящей все типы транспортных средств. Четыре года назад она наладила сотрудничество с General Motors, американским многонациональным производителем автомобилей. В 2022 году стороны заключили соглашение в партнерстве с узбекской компанией «УзАвтоСаноат» о производстве нового Chevrolet Onix с использованием полностью разобранных комплектов (CKD). Стоимость проекта составила почти 50 миллионов долларов инвестиций.

В прошлом году Skoda из группы Volkswagen объявила о своей готовности вновь выйти на казахстанский рынок после партнерства с Allur. В 2024 году чешский автопроизводитель начнет локальную сборку Kodiaq, Kamiq, Karoq и своего бестселлера Octavia. Компания планирует открыть 15 автосалонов в Астане, Алматы, Шымкенте и Костанае. 

Сборка сельскохозяйственной техники также процветает. За последний год в Казахстане было произведено более 6000 зерноуборочных комбайнов и тракторов, что на 20% больше, чем в 2022 году. Agromash Holding KZ, дочерняя компания Allur и национальный производитель сельскохозяйственной техники и кормоуборочных комбайнов в Казахстане, ежегодно производит 1000 комбайнов, 3000 тракторов, почти 300 сеялок и 200 подборочных платформ.

Еще одним перспективным проектом в Костанайской области является автомобильный завод Kia. Его цель — выпускать около 70 000 автомобилей в год и создать 1500 новых рабочих мест. На начальном этапе компания планирует запустить мелкосерийное производство трех моделей: Sorento, Sportage и Cerato. После завершения строительства к 2025 году завод станет единственным производственным предприятием Kia, работающим в Евразийском регионе. 

В последнее время казахстанские потребители проявляют все большее предпочтение китайским автомобилям. Astana Motors, первая казахстанская компания по розничной продаже, сервисному обслуживанию и сборке автомобилей, объявила о строительстве мультибрендового завода полного цикла в промышленной зоне Алматы для ежегодного производства 90 000 автомобилей Chery, Changan и Haval в сотрудничестве с китайскими компаниями. Соответствующий меморандум был подписан с автомобильной компанией Chery, международной корпорацией Changan и Great Wall Motor в сентябре 2022 года. 

Реагируя на растущий потребительский спрос в Центральной Азии, китайский бренд электромобилей премиум-класса Zeekr прибыл в Казахстан в сентябре прошлого года. Принадлежащая Geely Automobile Holdings китайская компания согласилась сотрудничать с Orbis Auto, казахстанским дистрибьютором автомобилей. Теперь он предлагает модели Zeekr 001 shooting-brake и Zeekr X sport-utility vehicle. 

Ключевым событием в машиностроительной отрасли Казахстана является Kazakhstan Machinery Fair, организованная Министерством промышленности и строительства Республики Казахстан. С целью укрепления регионального потенциала мероприятие позволяет казахстанским и зарубежным компаниям продемонстрировать передовое оборудование и технологии для машиностроения и металлообработки. В этом году он пройдет в Астане 24-26 апреля. 

Изюминкой выставки является Форум машиностроителей Казахстана, диалоговая площадка для расширения сотрудничества между представителями государственной власти и промышленными предпринимателями. Деловая программа предстоящего мероприятия включает более 30 панельных дискуссий, конференций и круглых столов по вопросам развития машиностроения, роботизации и автоматизации производства, мер государственной поддержки, глобальных тенденций и международного сотрудничества.

Государственные меры по развитию автомобильного сектора

Во время казахстанско-южнокорейского круглого стола в августе 2021 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев определил автомобильную промышленность как “один из катализаторов экономического роста в Казахстане”. 

Для всестороннего развития автомобильной промышленности правительство Казахстана постепенно внедряет комплекс мер. 

Следуя зарубежной практике, Казахстан ввел обязательный утилизационный сбор для импортируемых транспортных средств. С 2016 года производители автомобилей, официальные импортеры и физические лица, желающие импортировать и зарегистрировать автомобили в Казахстане, должны соблюдать это требование. Единовременный платеж стал необходимым в экологических целях. 

Политика увеличения локализации имеет особое значение для Казахстана. Уровень локализации колеблется от 30% до 40%. Критерием оценки является тип оборудования. Например, в случае мелкоузловой сборки он может достигать 50%. 

В 2020 году в стране появился новый стимул – соглашение о промышленной сборке автомобилей. Ранее производители предоставляли сварочное и покрасочное оборудование для локализации моделей автомобилей в Казахстане. Теперь правительство призывает автопроизводителей внедрять отечественные автокомпоненты.

Автопроизводителям и другим производственным предприятиям также предоставляются налоговые и таможенные льготы в рамках специальных инвестиционных контрактов.

В июне 2019 года Казахстан утвердил дорожную карту развития машиностроения до 2024 года. Стратегия охватывает все подотрасли машиностроения и содержит комплекс мер поддержки, включая налоговые преференции, финансовую и сырьевую поддержку, а также предоставление квалифицированных кадров.

В целом, по данным Бюро национальной статистики, в Казахстане зарегистрировано более пяти миллионов транспортных средств – 88% легковых автомобилей, 9,9% грузовиков и 2,1% автобусов. 

Смотрите также

Предыдущая запись Президент Токаев запускает логистический терминал в Сиане, что знаменует собой важную веху в казахстанско-китайском сотрудничестве
Следующая запись ЕАБР предлагает решения для расширения экономического сотрудничества между странами Евразии