Внутренний спрос будет стимулировать рост ВВП Казахстана в 2024 году, заявил глава Национального банка

“Ожидается, что инвестиционные проекты в нефтяном секторе и других секторах реальной экономики продолжатся”, – сказал Сулейменов, возглавляющий центральный банк с сентября 2023 года.  

Однако неопределенность прогнозов сохраняется, особенно в отношении добычи нефти в 2024-2025 годах, что бросает тень на позитивные в остальном экономические перспективы. 

В сентябре 2023 года компания Chevron, эксплуатирующая гигантское казахстанское месторождение Тенгизшевройл, объявила о задержке реализации своего проекта будущего роста на Тенгизе, что, по мнению некоторых международных финансовых институтов, включая Международный валютный фонд, может стать причиной ухудшения экономических прогнозов.

Это также стало причиной пересмотра Национальным банком в сторону понижения до 3,2-4,2% в 2024 году.

“Экономический рост ожидался в диапазоне 4,2-5,2% в 2023 году. Статистика роста ВВП за предыдущий год еще не опубликована, но предварительные оценки, так называемый краткосрочный экономический показатель, демонстрируют рост ВВП на 5,1% за прошедший год, что в целом соответствует нашему прогнозу”, – сказал Сулейменов. 

По словам Сулейменова, в 2023 году наблюдалась положительная динамика экономической активности, обусловленная устойчивым ростом во всех ключевых секторах. 

“На фоне увеличения добычи сырой нефти и газового конденсата наблюдается рост объемов добычи в горнодобывающей промышленности”, – сказал Сулейменов. 

На заседании правительства 5 февраля сообщалось, что экономический рост достиг 5,1% в 2023 году. Данные также показывают, что строительство выросло на 13,3%, торговля – на 11,3%, информационно-коммуникационные услуги – на 7,1%, транспортные услуги – на 6,9%, а промышленный сектор – на 4,3%.

“В секторе услуг наблюдается заметный рост как оптовой, так и розничной торговли, отчасти обусловленный расширением транспортных услуг”, – добавил Сулейменов. 

Уровень инфляции

Инфляция по состоянию на январь составляет 9,5%, по сравнению с 20,7% в январе прошлого года. Среднесрочный целевой показатель, установленный центральным регулятором, составляет около 5%. 

“В рамках инфляционного таргетирования со свободно плавающим обменным курсом Национальный банк Казахстана использует ключевой инструмент денежно–кредитной политики – базовую ставку – с целью постепенного снижения и стабилизации инфляции. Решения по ставкам будут приниматься на основе анализа макроэкономических данных и прогнозов”, – сказал Сулейменов. 

В соответствии с последним решением, принятым 19 января, базовая ставка была снижена до 15,25%. 

“Будет продолжена работа по повышению управляемости ожиданиями экономических агентов посредством проактивной коммуникационной стратегии, которая позволит рынку лучше понять будущее направление денежно-кредитной политики. В результате будет обеспечена предсказуемая среда для бизнеса и общественности”, – сказал Сулейменов. 

Он также подчеркнул, что тесное сотрудничество с правительством и другими государственными структурами имеет решающее значение. Снижение инфляции является обязанностью не только центрального банка; налогово-бюджетная политика и общие экономические стратегии играют жизненно важную роль. 

Несмотря на снижение уровня инфляции, Сулейменов с осторожностью относится к сохраняющимся рискам. К ним относятся усиление фискальных стимулов, отсутствие привязки инфляционных ожиданий, возможный рост цен на продовольствие из-за эффекта низкого урожая в 2023 году, а также прямой эффект от повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

“Чтобы обеспечить дальнейшее снижение инфляции, Национальный банк продолжит принимать меры в области денежно-кредитной политики. Наши решения будут последовательными, прозрачными и соответствовать развивающейся макроэкономической ситуации”, – сказал Сулейменов. 

Банковская система

Банки второго уровня в Казахстане подверглись критике президента Касым-Жомарта Токаева за плохую динамику кредитования реального сектора. В частности, он отметил, что “на фоне снижения объемов кредитования реального сектора фокус деятельности банков сместился на потребительские кредиты”. 

Это, в свою очередь, “привело к увеличению рисков для финансовой системы и к чрезмерным заимствованиям граждан”, – сказал Токаев в своем обращении к нации в сентябре 2023 года. 

Сулейменов признал, что до 2020 года портфель кредитов, выданных предприятиям, демонстрировал разнонаправленную динамику. 

“На замедление деловой активности в Казахстане повлияло ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры и введение карантинных ограничений. В то же время, по мере ослабления карантинных мер и восстановления экономической активности, динамика кредитного портфеля начала демонстрировать рост в 2021 году”, – сказал он. 

По состоянию на декабрь 2023 года 46,7% от общего объема кредитов было выдано предприятиям. Оставшиеся 53,3% составили потребительские кредиты. 

“Рост бизнес-кредитов в годовом выражении ускорился с 8,3% в годовом исчислении в феврале до 13,7% в годовом исчислении в ноябре 2023 года. Основной вклад в рост бизнес-кредитов внесли кредиты субъектам малого предпринимательства, которые увеличились на 23,8% в годовом исчислении. В ноябре 2023 года кредиты субъектам среднего бизнеса увеличились на 3,6% в годовом исчислении, в то время как кредиты крупному бизнесу выросли на 4,6% в годовом исчислении”, – сказал Сулейменов. 

Судьба базовой ставки

Базовая ставка является стержнем денежно-кредитной политики Казахстана, влияющим на инфляцию, процентные ставки, обменные курсы и общую экономическую стабильность. 

По словам Сулейменова, решения по базовой ставке принимаются на основе всестороннего анализа макроэкономических параметров. 

“В основном это касается соответствия фактической инфляции прогнозам, динамики инфляционных ожиданий и баланса рисков как во внешнем секторе, так и во внутренней экономике”, – сказал Сулейменов. 

Комитет Банка по денежно-кредитной политике (MPC) отвечает за определение уровня базовой ставки, и этот процесс происходит восемь раз в год.

“Со второй половины 2023 года, в условиях снижения инфляционных процессов, мы приступили к постепенному снижению базовой ставки. По результатам трех последних решений в 2023 году – 25 августа, 6 октября и 24 ноября – базовая ставка была снижена в общей сложности на 100 базисных пунктов с 16,75% до 15,75%. В 2024 году, в рамках январского решения MPC, снижение ставки было продолжено на 50 базисных пунктов, с 15,75% до 15,25%”, – сказал он. 

Поскольку инфляция продолжает замедляться, Национальный банк оценит возможность постепенного снижения базовой ставки. В этой оценке будет учтена необходимость поддержания умеренно жестких денежно-кредитных условий в среднесрочной перспективе для возвращения инфляции к целевому уровню в 5% и закрепления инфляционных ожиданий. 

Смотрите также

Предыдущая запись Казахстан прогнозирует экономический рост на 5,3% в 2024 году на фоне высоких показателей в ключевых секторах
Следующая запись Катар из Персидского залива наращивает инвестиции в Казахстан