Искусственный Интеллект Мог бы повысить Глобальную Конкурентоспособность Казахстана, Однако проблемы остаются
АСТАНА. Искусственный интеллект (ИИ) обладает потенциалом для повышения эффективности Казахстана, стимулирования инноваций и повышения его глобальной конкурентоспособности, но остаются проблемы, связанные с ограниченным доступом к технологии микрочипов и неоднозначной нормативно–правовой базой, считают эксперты.
Автор статьи Владимир Курьятов предупреждает, что путь к процветанию ИИ может быть не совсем гладким, особенно при ограниченном доступе к технологиям, поддерживающим развитие ИИ.
“У нас нет собственной микроэлектроники, производства полупроводников, чипов с памятью с высокой пропускной способностью — того, что критически важно для развития этой сферы. Экспорт, связанный с технологиями искусственного интеллекта, поставлен под строгий контроль. И это понятно, учитывая геополитические расколы и тот факт, что сегодня сражения ведутся в сфере технологического развития”, — написал Курьятов в «Казинформе».
Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций (ООН) Антониу Гутерриш во время своего визита в Китай в сентябре 2024 года отметил, что возможности искусственного интеллекта распределены крайне неравномерно.
“Сегодня возможности ИИ сосредоточены в руках нескольких мощных компаний в небольшом количестве стран. Многие страны сталкиваются с серьезными трудностями при доступе к инструментам ИИ. Чтобы по-настоящему использовать его потенциал, необходимы международное сотрудничество и солидарность”, — сказал он.
Жесткий контроль со стороны регулирующих органов, когда речь заходит о технологиях искусственного интеллекта, может поставить развивающиеся страны, такие как Казахстан, в невыгодное положение.
“Как разработчик, я обеспокоена чрезмерным регулированием определенного оборудования, на котором мы можем создавать искусственный интеллект”, — сказала Мадина Абдрахманова, заместитель директора по продуктам и внешним связям, старший специалист по обработке данных в Институте интеллектуальных систем и искусственного интеллекта (ISSAI) Назарбаев университета.
Казахстан, наряду со многими другими государствами, должен получать дополнительное разрешение для получения определенных чипов. Искусственное ограничение доступа к технологиям создает неравенство. Напротив, Абдрахманова привела американского предпринимателя Илона Маска в качестве примера человека, у которого не было ограничений на покупку 100 000 видеокарт.
“У него с этим проблем нет! То же самое происходит и с OpenAI. Они первыми получают новые чипы и серверы от Nvidia (ведущего мирового производителя графических процессоров высокого класса). Соответственно, у них есть определенное преимущество. Таково мое видение как разработчика”, — сказала она.
Артем Рычко, руководитель отдела обработки данных в 7Generation, разделяет ее точку зрения, подчеркивая, что доступ к вычислительным мощностям является ключевым фактором в продвижении развития искусственного интеллекта.
Он предполагает, что одним из решений является покупка готовых серверов, стоимость которых может составлять миллионы долларов. Однако даже при наличии достаточных средств проблема остается из-за высокого спроса на фоне определенного уровня монополии Nvidia на такое оборудование.
“К сожалению, в Казахстане появился новый фактор. Из-за геополитической ситуации Nvidia продлила ограничения на экспорт вычислительной мощности к нам. Но я знаю, что этот вопрос решается правительством”, — сказал Рычко.
Он ссылается на продолжающиеся переговоры о получении экспортной лицензии США на поставку чипов Nvidia в Казахстан, которые ведутся Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана.
“Следующий шаг в развитии искусственного интеллекта в Казахстане во многом зависит от эффективности этих переговоров. И здесь есть надежда на успех, поскольку наш запрос на поставку вычислительных мощностей не имеет «двойного дна’. Использование чипов будет максимально прозрачным”, — написал Курьятов.
Создание надлежащей нормативной базы
Еще одним важным фактором для продвижения Казахстана в развитии искусственного интеллекта является создание сбалансированной нормативно—правовой базы, которая решает проблемы дезинформации и национальной безопасности, оставаясь при этом привлекательной для инвесторов.
“Цифровое право имеет свои особенности, и главная особенность заключается в том, что закон всегда следует за технологией. Технология появляется первой. Это так или иначе обозначается в системе общественных отношений, а затем мы смотрим, как это должно регулироваться”, — сказала Екатерина Смышляева, депутат Мажилиса, нижней палаты парламента Казахстана.
По ее словам, к глобальному регулированию искусственного интеллекта подходили осторожно. Первоначально были введены только кодексы этики и соглашения, при этом ЕС лидировал, приняв первый глобальный нормативный акт и стандарт ChatGPT по защите персональных данных. Однако до сих пор нет единых международных правил.
“Ни одна страна в мире не хочет проигрывать в технологической гонке. Если мы подписываем какой-либо международный акт, и он ограничивает нас в каких-то вопросах, даже если это вопросы этики, это означает, что мы будем в какой-то степени ограничены в развитии технологий. Тем не менее, правовое регулирование крайне необходимо как с точки зрения безопасности использования ИИ, так и с точки зрения привлечения глобальных инвестиций”, — сказала Смышляева.
Другая проблема заключается в том, что многие решения, основанные на искусственном интеллекте, в Казахстане приостановлены, поскольку некоторые отрасли еще не готовы внедрять эти технологии без надлежащего правового регулирования.
“Большинство из этих проектов находятся в ‘пилотном режиме’. Предприятия могут позволить себе использовать искусственный интеллект, в отличие от государственной системы, особенно в сферах повышенного риска, таких как здравоохранение. Поэтому мы надеемся, что с помощью экспертного сообщества мы примем удобный закон, который позволит развиваться технологиям, обеспечит безопасность и определит четкие правила игры”, — сказала Смышляева.
Первоначально статья была опубликована на сайте «Казинформ».
Смотрите также
- Мангистауская область планирует запустить в этом году Семь Фермерских проектов
- Кафе Tary привносит казахскую культуру в сердце Чикаго
- Казахстанская обрабатывающая промышленность проводит реформы, направленные на стимулирование внутреннего производства
- Coca-Cola открывает третий завод в Шымкенте с инвестициями в размере 56 миллионов долларов
- Казахстан планирует сотрудничать с китайскими компаниями по глубокой переработке вольфрама
- Экономические перспективы Казахстана на 2025 год: риски и возможности
- Казахстан создаст единого оператора по авиатопливообеспечению и модернизирует транспортную инфраструктуру
- В Акмолинской области Казахстана проходит Крупнейшая Международная сельскохозяйственная выставка
- Компания Eni Plenitude’s Arm Wind запускает первую солнечную электростанцию в Туркестанской области
- Австралийские компании готовы развивать горнодобывающий и металлургический комплекс в Казахстане