Казахстанский банковский сектор может похвастаться растущей устойчивостью, говорится в последнем отчете Fitch

АСТАНА – Банковский сектор Казахстана в последние годы продемонстрировал повышенную устойчивость, несмотря на критику со стороны президента Касым-Жомарта Токаева в отношении бизнес-моделей банков в его недавнем обращении к нации, согласно последнему отчету Fitch Ratings от 8 сентября.

Fitch отмечает, что кредитные характеристики большинства казахстанских банков существенно улучшились за последние несколько лет.

В отчете высоко оцениваются усилия, предпринятые Национальным банком Казахстана и Агентством по регулированию и развитию финансового рынка для усиления надзора за банковским сектором. 

В нем упоминалась масштабная чистка в 2017-2022 годах, включая спасение крупного банка и его слияние с другим крупным банком, капитальную поддержку пяти банков среднего размера Национальным банком Казахстана и ликвидацию небольших неплатежеспособных банков.

“Кроме того, регулятор стал менее терпим к занижению резервов по проблемным кредитам”, — отмечает Fitch.

В своем обращении к нации от 1 сентября президент Токаев высказал несколько критических замечаний по поводу плохой работы банковского сектора страны. В частности, он говорил об их незначительном участии в развитии экономики и нежелании заниматься корпоративным кредитованием.

В июле объем кредитования бизнеса составил лишь 40% от общего объема кредитов, достигнув 14,9 трлн тенге (32 млрд долларов США), в то время как потребительские кредиты составили 15,8 трлн тенге (34 млрд долларов США). 

Fitch отмечает, что корпоративное кредитование в Казахстане оказалось “рискованным” по сравнению с розничными кредитами. 

“Это связано с сохраняющимися структурными недостатками в местной операционной среде. К ним относятся значительная долларизация портфелей кредитов, не относящихся к розничной торговле, концентрация крупных заемщиков и отраслей, некоторые недостатки в финансовой прозрачности и случайные пузыри цен на активы, возникающие из-за зависимости экономики Казахстана от экспорта сырьевых товаров”, — говорится в отчете.

В 2022 году чистая прибыль банков достигла 1,5 трлн тенге (3,2 млрд долларов США), а в первом полугодии 2023 года превысила 1 трлн тенге (2,2 млрд долларов США). 

Токаев сказал, что такая прибыль проистекает не из эффективной работы банков, а из-за высокой ключевой процентной ставки, используемой Национальным банком для борьбы с инфляцией. Уровень инфляции в Казахстане составляет 13,1%, в то время как базовая ставка сейчас составляет 16,1%. 

“Правительству и парламенту следует рассмотреть вопрос о более справедливом перераспределении этих прибылей с учетом интересов страны”, — сказал Токаев, поручив правительству ввести налог на доходы банков от государственных облигаций. 

По мнению Fitch, это “не должно существенно повлиять на прибыльность”.

“По оценкам Fitch, 20%-ный налог [текущая ставка корпоративного налога в Казахстане] на доходы по государственному долгу снизил бы доходность десяти крупнейших банков на средний собственный капитал в 2022 году примерно до 31% с 33%. В нашем базовом сценарии высокие процентные ставки по-прежнему будут способствовать повышению прибыльности, поскольку замедление инфляции, вероятно, будет постепенным в течение следующих 12-24 месяцев. Это должно смягчить эффект от вероятного увеличения расходов на регулирование”, — говорится в отчете. 

После обращения Токаева к народу председатель Национального банка Галымжан Пирматов был отправлен в отставку, его заменил Тимур Сулейменов, бывший заместитель руководителя администрации президента и известный экономист.  

Смотрите также

Предыдущая запись Объем грузоперевозок по Среднему коридору увеличивается на 86%
Следующая запись Казахстан стремится активизировать торговое сотрудничество с восточными странами