2023 год – самый прибыльный год в Казахстане, говорит генеральный директор Исламского банка “Аль Хиляль”

АСТАНА – В недавнем интервью Гордон Хаскинс, генеральный директор и председатель правления Исламского банка “Аль Хиляль”, рассказал о деятельности банка и экономическом ландшафте страны. 

Выгодные возможности для исламского банкинга

Гордон Хаскинс.

Банк Al Hilal в Казахстане, действующий в составе группы коммерческих банков Абу-Даби (ADCB Group), ориентирован на корпоративных клиентов. Банк работает над новыми финансовыми операциями для клиентов в нефтегазовом, горнодобывающем, транспортном и фармацевтическом секторах. 

“По состоянию на конец 2023 года у нас имеется около 130 миллиардов тенге (287 миллионов долларов США) исламских финансовых активов (аналогично кредитным активам в обычных банках). В то же время, мы представляем некоторых крупных корпоративных клиентов нашим коллегам из ОАЭ в подразделении корпоративного и инвестиционного банкинга ADCB Group. В частности, они работают над крупными транзакциями для ряда национальных компаний и крупных транснациональных клиентов, ведущих бизнес в Казахстане. Все это соответствует стратегии нашей группы по расширению нашего присутствия в Казахстане”, – сказал Хаскинс. 

Хаскинс отметил проблемы и возможности в продвижении принципов исламского финансирования в Казахстане. По его словам, у банка есть ряд постоянных клиентов, которые приходят по религиозным соображениям, чтобы убедиться, что они проводят операции в соответствии с принципами шариата. В равной степени многие клиенты выбирают этот банк из-за нашей надежности, ценообразования и качества обслуживания. 

“Мы осторожны и консервативны в выборе клиентов и проектов, для которых мы предоставляем финансирование, инвестируя только в реальные секторы экономики и избегая спекулятивных сделок”, – пояснил он. “Тем не менее, иногда мы сталкиваемся с проблемами в продвижении исламского финансирования. Иногда это происходит из-за отсутствия ясности, например, в Налоговом кодексе или другом законодательстве, которое не в полной мере рассматривает исламские финансовые структуры. В других случаях мы видим, что клиенты или контрагенты регистрируют или учитывают транзакции способами, которые не отражают их реальную сущность как финансовых операций. Тем не менее, мы видим сохраняющиеся возможности для роста исламского финансирования в Казахстане”. 

Геополитические переменные

Рассматривая более широкие экономические факторы, Хаскинс признал влияние геополитических и внешних событий на банковский сектор. Несмотря на все эти факторы, 2023 год стал самым прибыльным годом за 14 лет работы в Казахстане.

“За последние пару лет мы уже видели, как некоторые крупные банки покидали местный рынок в результате региональных конфликтов”, – сказал он. “Мы сталкиваемся с постоянными изменениями в режимах санкций, введенных, например, США и Европейским союзом – сложность этих правил и скорость изменений могут быть особенно сложными для управления банками. На самом деле я не думаю, что эти изменения или вызовы отличаются для исламского банка, подобного нашему. Нам необходимо решать эти проблемы теми же способами, что и обычным банкам – с помощью, среди прочего, нашей системы управления рисками, наших внутренних процессов комплаенса и нашей склонности к риску. В целом, банк довольно успешно справился с этими проблемами. И мы увеличили наши активы по сравнению с предыдущими годами, имея значительный дополнительный аппетит к росту новых активов в ближайшие три-пять лет”. 

Хаскинс также отметил, что экономика Казахстана также на самом деле довольно хорошо справилась с вызовами. Национальный банк снижает базовую ставку (снова на своем последнем заседании в этом месяце), недавно сумев снизить инфляцию до однозначных цифр, одновременно поддерживая здоровый и устойчивый рост экономики. Финансовое положение правительства довольно хорошее, особенно по сравнению со многими развитыми экономиками ОЭСР. 

“В ADCB Group мы видим здесь несколько хороших возможностей (отсюда наш повышенный интерес к наращиванию активов). И мы думаем, что другие иностранные инвесторы также видят здесь возможности не только в традиционных нефтегазовом секторе, но и в важнейших полезных ископаемых, сельском хозяйстве и логистике, и это лишь некоторые из них. Некоторые из этих секторов будут ключевыми для того, чтобы Казахстан продолжал справляться с этими вызовами, и откроют новые возможности – например, важнейшие полезные ископаемые. За последние 12-18 месяцев я разговаривал с рядом новых или потенциальных иностранных инвесторов, которые рассматривают такие возможности, и недавно я присутствовал на конференции по горнодобывающей промышленности, где несколько докладчиков подчеркнули ключевую роль, которую Казахстан может сыграть в переходе к энергетике. Поэтому я думаю, что иностранные инвесторы будут продолжать играть важную роль в экономике Казахстана”, – сказал он. 

“Будущее инвестиционного климата в Казахстане выглядит многообещающим

Хаскинс также рассказал о роли Казахстана как страны средней силы. 

“Лично для меня, выходца из Канады, это интересное сравнение. Не только экономика, география и климат Казахстана во многом схожи с канадскими, но и влияние, которое эта страна может оказывать на мировой арене. Проживание по соседству с крупными и могущественными соседями (в случае Казахстана, с двумя из них) иногда приводит к хрупкому балансированию между двумя странами. Казахстан хорошо справлялся с этим с момента обретения независимости, и я думаю, что он может предложить важные взгляды и перспективы на мировой арене. Если она продолжит фокусироваться на экономическом развитии и стабильности, то сможет продолжать извлекать выгоду из этого статуса”, – добавил он. 

Заглядывая в будущее, Хаскинс отметил, что “будущее инвестиционного климата в Казахстане выглядит многообещающим”. Необходимо обеспечить прозрачность, предсказуемость и стабильность во всех областях, особенно в законодательной и регулятивной сферах. Это ключевые элементы, на которые будут обращать внимание все иностранные инвесторы при оценке привлекательности той или иной возможности. 

“Нынешние иностранные инвесторы, такие как мы, с устоявшейся историей и опытом работы в Казахстане, часто могут быть одними из лучших стимуляторов для новых инвестиций. Но это в решающей степени зависит от прозрачности, предсказуемости и стабильности”, – добавил он. 

Хаскинс сказал, что руководители банка увидели некоторый прогресс в усилиях правительства по диверсификации, хотя “впереди еще долгий путь к существенному изменению общей структуры экономики Казахстана, где нефть и газ по-прежнему вносят такой огромный вклад в экономику”.

Сельское хозяйство является перспективным сектором, и важнейшие полезные ископаемые должны играть все более важную роль в дальнейшем развитии экономики. 

“Тот факт, что новые иностранные горнодобывающие компании (как небольшие геологоразведочные компании, так и многие крупнейшие мировые игроки) ищут здесь возможности, особенно после того, как правительство несколько лет назад ввело пересмотренный кодекс о добыче полезных ископаемых, является ощутимым свидетельством успеха некоторых из этих усилий. Однако, как я уже сказал, эти усилия потребуют времени – например, ввод в эксплуатацию новых производственных мощностей в горнодобывающем секторе может занять не менее 12-15 лет, если учитывать время разведки, процессы выдачи разрешений, сроки строительства и так далее. В то же время необходимо постоянно уделять внимание прозрачности, предсказуемости и стабильности, чтобы гарантировать, что иностранные инвесторы останутся здесь, и чтобы эти усилия действительно окупились”, – сказал он.

Смотрите также

Предыдущая запись QazTrade раскрывает основные статьи ненефтяного экспорта Казахстана в 2023 году
Следующая запись Президент Токаев запускает логистический терминал в Сиане, что знаменует собой важную веху в казахстанско-китайском сотрудничестве