«Зеленый водород» в Казахстане: каковы возможности и проблемы
Созданный в 2023 году Офис водородной дипломатии является частью более широкой инициативы, возглавляемой GIZ (Немецким обществом по международному сотрудничеству) и поддерживаемой Федеральным министерством иностранных дел Германии.
Чем занимается этот офис?
По словам Андреша, Офис водородной дипломатии нацелен на “укрепление связей между Казахстаном и Германией в области экологически чистого водорода, развитие потенциала и содействие декарбонизации”. Он подчеркнул важность их сотрудничества с правительством, научными кругами и промышленностью в целях повышения осведомленности как о возможностях, так и о рисках, связанных с переходом на экологически чистый водород.
Управление, о котором было объявлено во время визита министра иностранных дел Германии Анны Баербок в Астану два года назад, организовало серию местных и региональных диалоговых мероприятий, ознакомительных поездок в Германию и семинаров в Астане для улучшения понимания «зеленого водорода» политиками и профессионалами отрасли. Эти усилия включают технические исследования, такие как недавняя оценка транспортных возможностей для экспорта экологически чистого водорода из Казахстана в Европу, а также текущее региональное исследование, изучающее потенциал сотрудничества в Центральной Азии.
“Мы хотим лучше понять потенциал сотрудничества в Центральной Азии в области экологически чистого водорода, объединить потенциал разных стран, чтобы работать вместе с Германией и ЕС над этой темой”, — сказал Андреш в интервью YouTube.
“Мы считаем, что региональное сотрудничество имеет очень большое значение”, — добавил он, упомянув недавние форумы, в которых приняли участие Казахстан, Туркменистан и Узбекистан, а также обучающие семинары для университетских профессоров с целью дальнейшей интеграции «зеленого водорода» в учебные программы по всему региону.
Андреш отметил, что офис также работает с Министерством экологии и природных ресурсов Казахстана над оценкой роли «зеленого водорода» в достижении климатических целей страны, в частности, с помощью обновленных национальных материалов (NDC).
“Нам также нужно понимать, что он [зеленый водород] является не просто энергоносителем для экспорта, но и очень важен для всей казахстанской промышленности и энергетической системы”, — сказал он.
В июне офис также запустил программу развития производства водорода, чтобы помочь казахстанским компаниям перейти с использования водорода на основе ископаемого топлива на экологически чистый водород. “Мы предлагаем компаниям бесплатный технический и финансовый анализ, чтобы помочь им в этом переходе”, — сказал представитель, подчеркнув важность определения финансовых механизмов для поддержки этого перехода.
“У нас есть, во-первых, рыночный анализ потенциала «зеленого» водорода в стране. Затем мы поговорили с компаниями с высоким потенциалом и предложили им бесплатный технический и финансовый анализ того, как они могут осуществить переход на экологически чистый водород, а также поддержали [их] в определении средств и финансовых механизмов, которые имеют отношение ко всему этому процессу”, — пояснил Андреш.
Возможности использования экологически чистого водорода в Казахстане
По словам Андреша, экологичный водород играет ограниченную роль в промышленности Казахстана, его применение в основном ограничено нефтеперерабатывающими заводами и производством удобрений. “У него действительно гораздо больший потенциал”, — сказал Андреш, объяснив, что экологически чистый водород может стать ключевым решением для так называемых трудноизвлекаемых секторов — отраслей, где технологические альтернативы обезуглероживанию недоступны.
Для того чтобы «зеленый водород» полностью реализовал свой потенциал в Казахстане, необходимы повышение осведомленности и знаний, финансовая поддержка и прочная государственная структура, стимулирующая переходный процесс.
“Казахстан явно планирует стать углеродно-нейтральным к 2060 году. Компании ищут способы обезуглероживания своего производства и сокращения выбросов. Некоторые уже осознали, что экологически чистый водород может стать способом для их производственных процессов по-настоящему вовлечь их в процесс обезуглероживания”, — сказал он.
В этом году правительство Казахстана разработало концепцию развития зеленой водородной энергетики до 2040 года, в которой излагается видение развития водородной энергетики в стране, а также основные принципы и подходы.
По словам Андреша, по мере вступления в силу международных нормативных актов, включая механизм регулирования выбросов углекислого газа Европейским союзом, казахстанские компании столкнутся с усилением стимулов для перехода к более экологичным методам производства. “Это скорее вопрос времени — когда начать этот процесс”, — добавил он.
Конкурентные преимущества Казахстана
Казахстан обладает конкурентными преимуществами в производстве экологически чистого водорода благодаря своему огромному потенциалу в области возобновляемых источников энергии, особенно энергии ветра и солнца. Это делает его более экономически выгодным, чем другие страны, такие как Германия.
Андреш сказал, что разработка экологически чистого водорода в Казахстане “гораздо более привлекательна с экономической точки зрения”.
“Коэффициент мощности для наземной ветроэнергетики в Казахстане может быть таким же высоким, как и для морской ветроэнергетики в других регионах, что намного выше”, — сказал он. “Также имеются возможности для наращивания этих мощностей для использования возобновляемых источников энергии. В целом, это создает огромную и прочную основу для производства экологически чистого водорода не только устойчивым, но и экономически выгодным способом”.
Возможность комбинировать ветровую и солнечную энергетику, как это планируется в таких проектах, как Hyrasia One в Мангистауской области, еще больше повышает потенциал страны. В 2021 году немецко-шведская компания Sveving Energy объявила о своих планах по реализации проекта по производству экологически чистого водорода стоимостью 50 миллиардов евро (55 миллиардов долларов США) в Мангистауской области на западе страны. В октябре 2022 года правительство Казахстана и компания подписали инвестиционное соглашение. Оно предусматривает строительство ветро-солнечно-водородной установки, которая будет производить до двух миллионов тонн экологически чистого водорода или 11 миллионов тонн экологически чистого аммиака в год.
Андреш также подчеркнул, что стратегическое расположение Казахстана между Европой и Азией обеспечивает доступ к многочисленным экспортным рынкам. Он считает, что благодаря своему давнему участию на международном энергетическом рынке Казахстан обладает опытом, контактами и существующей инфраструктурой, часть из которых может быть адаптирована для транспортировки экологически чистого водорода.
“Я думаю, что Казахстан действительно может стать экспортером экологически чистой энергии и обладает огромным потенциалом для этого в будущем”, — сказал Андреш.
Проблемы, связанные с освоением водорода
Недавнее исследование, проведенное офисом по вариантам транспортировки экологически чистого водорода из Казахстана в Европу, показало, что, хотя и не без проблем, транспортировка экологически чистого водорода из Казахстана остается осуществимым вариантом.
“Мы провели технико-экономический анализ, и с экономической точки зрения это вполне конкурентоспособно [для Казахстана] по сравнению с другими крупными странами-экспортерами”, — добавил он. Однако развитие инфраструктуры является ключом к тому, чтобы это стало реальностью.
Одним из основных рассматриваемых маршрутов является Транскаспийский международный транспортный маршрут. Андреш сказал, что портовая инфраструктура, такая как порт Курык на берегу Каспийского моря, развивается для обеспечения транспортировки экологически чистого водорода танкерами.
Другим потенциальным вариантом является использование трубопроводов через Каспийское море или паромов и железнодорожных систем для транспортировки водорода в виде аммиака.
“В целом, я считаю, что трубопроводы являются наиболее экономически выгодным вариантом. Что касается гибкости, то это действительно сокращает возможности в будущем. Доставка танкерами обойдется немного дороже, но это дает гораздо больше гибкости в выборе места транспортировки”, — пояснил он.
Для того чтобы трубопроводный вариант был жизнеспособным, для заполнения трубопровода потребовалось бы большое количество экологически чистого водорода, на получение которого может потребоваться время.
Когда его спросили, как другие страны решают проблему транспортировки экологически чистого водорода, Андреш упомянул Европейскую водородную магистраль — трубопроводную сеть, призванную объединить производство водорода по всему континенту. “Идея состоит в том, чтобы использовать лучшие места для производства экологически чистого водорода и распределять его между различными штатами, делая производство и распределение более экономически привлекательными”, — сказал он.
Казахстанско-германские связи
Андреш положительно отозвался о казахстанско-германских двусторонних связях в свете недавнего визита канцлера Германии Олафа Шольца в Казахстан.
“Казахстан и Германия поддерживают хорошие дипломатические отношения уже более 30 лет. За то время, что я нахожусь здесь, в Казахстане, я стал свидетелем растущего интереса и расширения сотрудничества. В прошлом году Казахстан посетил наш президент Франк-Вальтер Штайнмайер. У нас есть много инвестиционных соглашений от немецких компаний, которые также были заключены во время визита на прошлой неделе [имеется в виду визит Шольца]”, — сказал Андреш.
“Когда поставки нефти из России в Германию прекратились, вмешался Казахстан, который также очень высоко ценится Германией. В нынешней ситуации мы видим, что гораздо больше внимания уделяется Срединному коридору – Транскаспийскому транспортному маршруту”, — добавил он.
В своем отчете за октябрь 2024 года Международное агентство по возобновляемым источникам энергии сообщает, что мировой спрос на водород в 2023 году достиг 97 миллионов тонн, что на 2,5% больше, чем в 2022 году. Большая часть этого спроса по-прежнему приходится на нефтеперерабатывающий и химический секторы, где водород в основном производится из ископаемого топлива без контроля за выбросами. В 2024 году спрос может достичь почти 100 миллионов тонн.
По данным Международного энергетического агентства (МЭА), развитие водородной энергетики набирает обороты. В 2021-2022 годах девять стран, на долю которых приходится примерно 30% выбросов в мировом энергетическом секторе, представили свои национальные стратегии использования водорода.
Смотрите также
- В Казахстане стартует поддерживаемая США программа для женщин-предпринимателей
- Казахстан запускает первый ETF в Центральной Азии
- Расходы Казахстана на ИТ-услуги достигнут 2,4 миллиарда долларов в 2023 году
- Финансовый и туристический поток в Казахстане: ключевые идеи и тенденции
- Официальные лица Казахстана обсудили глобальные инвестиционные тенденции в ходе Недели ОЭСР в Париже
- Встреча Токаева с президентом АБР раскрыла сделку на сумму 300 миллионов долларов по проекту строительства автомагистрали
- Казахстан запускает первый ETF в Центральной Азии
- Региональные ИТ-центры Казахстана расширяют возможности местных стартапов и сокращают цифровой разрыв
- Региональные ИТ-центры Казахстана расширяют возможности местных стартапов и сокращают цифровой разрыв
- Экономика Казахстана демонстрирует адаптивность в условиях глобального шторма, заявил министр экономики