В Вашингтоне, Округ Колумбия, проходит ежегодный Транскаспийский форум, на котором излагаются проблемы

АСТАНА – Центр Каспийской политики организовал восьмой ежегодный Транскаспийский форум 21 мая в Вашингтоне, округ Колумбия, для обсуждения текущих проблем и перспектив мультимодального Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМТМ) с целью максимального увеличения его пропускной способности.

ТМТМТП — это мультимодальный маршрут, который проходит через Китай, Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и далее в европейские страны. Развитие этого маршрута привлекает все большее внимание и становится все более важным для укрепления экономической устойчивости региона и содействия диверсификации торговли. 

Согласно данным Международной ассоциации ТМТМТ, объем перевозок по этому коридору в 2023 году достиг почти 2,8 млн тонн по сравнению с 1,7 млн тонн в 2022 году. В первом квартале 2024 года этот показатель достиг 771 млн тонн.

Выступая на открытии сессии, президент Центра Каспийской политики Эфган Нифти отметил “замечательные” события, произошедшие в Каспийском регионе за последние 12 месяцев. К ним относятся прогресс в развитии Среднего коридора, шаги по примирению между Арменией и Азербайджаном, расширение участия и инвестиций международных партнеров, переход к энергетике и растущее значение важнейших полезных ископаемых.

“Необходимость диверсификации торговых маршрутов очевидна. Это придало новый импульс развитию региональных транспортных связей в Центральной Азии и на Южном Кавказе. Дальнейшая поддержка таких проектов, как Middle Corridor, не только укрепит политические и экономические отношения в регионе, но и будет способствовать достижению региональных целей в области подключения, энергетической диверсификации и долгосрочного развития”, — сказал Нифти.

Видение Казахстана

Развитие ТМТМТП также согласуется с целью Казахстана стать транспортно-логистическим центром. 

Заместитель главы представительства Посольства Казахстана в США Рауан Тлеулин подчеркнул важность маршрута, также известного как «Средний коридор». По его словам, ТМТМТМ является стратегическим коридором для поставок энергоресурсов из региона в Европу и на мировые рынки. 

“Наряду с добычей нефти и газа, мы сосредоточены на транспортировке обычных товаров и предметов первой необходимости”, — сказал Тлеулин. 

Он рассказал об усилиях Казахстана по развитию ТМТМТП. “Совместно с Азербайджаном, Грузией и Турцией мы также приняли дорожную карту для дальнейшего устранения так называемых узких мест. Реализация соглашений позволит увеличить общий объем торговли до 10 млн тонн в год к 2025 году”, — сказал дипломат. 

Дорожная карта, подписанная в ноябре 2022 года, определяет приоритетные направления инвестиций и действия, необходимые для улучшения ТМТМ. В июне 2023 года Азербайджан, Грузия и Казахстан договорились о создании единого логистического оператора. 

В 2023 году Казахстан впервые отгрузил нефть по ТМТМ, закачав ее в трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан в соответствии с соглашением между «КазМунайГазом» и азербайджанской нефтегазовой компанией SOCAR. 

Улучшение связи

Арун Венкатараман, помощник министра торговли США по глобальным рынкам и генеральный директор отдела международных коммерческих услуг Министерства торговли США, призвал собравшихся сосредоточиться на улучшении транспортных и логистических связей. 

Он сказал, что это касается не только “морских портов, аэропортов, грузовых перевозок по автомобильным и железнодорожным линиям и автомагистралям, но и инфраструктуры связи, систем безопасности”.

“Наша работа в Управлении международной торговли Министерства торговли США заключается в том, чтобы помогать предприятиям находить партнеров за рубежом, достигать их целей и находить решения, которые помогут им в достижении этих целей”, — сказал Венкатараман.  

Расширение участия США в разработке ТМТМТ идет на пользу

Развитию коридора также способствует расширение взаимодействия между Соединенными Штатами и регионом, главным образом Центральной Азией. Заместитель помощника госсекретаря США по Центральной Азии Джон Марк Поммерсхайм заявил, что взаимодействие США с лидерами Центральной Азии сейчас выше, чем когда-либо.

“За прошедший год наше сотрудничество достигло нового максимума”, — сказал он, подчеркнув важность декларации, подписанной всеми пятью лидерами Центральной Азии и президентом США в сентябре 2023 года. 

“У правительства США есть возможность усилить координацию между нашими международными партнерами, в том числе с G7 и другими партнерами-единомышленниками, работающими в Центральной Азии, для достижения этой общей цели — укрепления региональных связей и экономической устойчивости в Центральной Азии и на Южном Кавказе”, — сказал американский дипломат. 

Взгляд из-за пределов

Выступая на второй сессии форума, советник Генерального директората по международному партнерству Европейской комиссии Хенрик Хололей отметил, что превращение ТМТМ в “современные мультимодальные экономические ворота” является одним из ключевых проектов для Европейского союза. 

“В наших общих интересах сделать коридор конкурентоспособным, предсказуемым, доступным и устойчивым”, — сказал он.

Хололей подчеркнул, что развитие этого коридора сейчас является более важным, чем когда-либо прежде.

“Для коридора сейчас или никогда”, — сказал он. “В советское время коридор целенаправленно не был интегрирован. Это была политика разделения, а не интеграции. Однако теперь у нас есть возможность все исправить”.

При этом он объявил, что через несколько недель в Астане состоится запуск координационной платформы ЕС-Центральная Азия. Платформа создаст постоянную основу, направленную на содействие реализации проектов в Центральной Азии.

Тамар Саттервайт, старший юрисконсульт Программы развития коммерческого права (CLDP) в Офисе Главного юрисконсульта Министерства торговли США, обратила внимание на слабую координацию между странами, расположенными вдоль коридора, и инвесторами. 

“Существует недостаточная координация между донорскими организациями, между странами и конкретными министерствами в каждой стране.  Это включает в себя отсутствие обмена информацией”, — сказал Саттервайт.

Затраты на устранение узких мест

В своем исследовании за 2023 год Европейский банк реконструкции и развития подсчитал, что затраты на удовлетворение потребностей коридора в инфраструктуре могут составить 17 миллиардов евро (18,4 миллиарда долларов США). 

Винни Ванг, ведущий специалист по инфраструктуре и руководитель программы Всемирного банка для Европы и Центральной Азии, обнародовала оценки Всемирного банка. По ее словам, стоимость приоритетных инвестиций может составить около 7 миллиардов долларов.

“Мы видим значительный эффект, когда проекты разрабатываются с учетом конкретных узких мест и определения уровня обслуживания. С этой целью во Всемирном банке мы использовали ряд региональных и глобальных инструментов мониторинга, чтобы предложить решения для коридоров”, — сказала Винни Ванг.

В ноябре 2023 года группа опубликовала исследование под названием «Раскрытие потенциала Среднего коридора», в котором основное внимание уделяется Казахстану, Азербайджану и Грузии. В исследовании предлагаются меры, которые могут превратить ТМТМ в жизненно важный торговый маршрут.

Среди рекомендаций — внедрение логистических решений длиной в коридор для бесперебойной работы, упрощение процедур пересечения границ для облегчения трафика и обмена данными, совершенствование цифровых решений и создание единой системы определения приоритетов инвестиций.

Согласно исследованию, при правильной политике и инвестициях коридор может утроить объемы торговли к 2030 году до 11 миллионов тонн по сравнению с уровнем 2021 года и сократить время в пути вдвое. 

Смотрите также

Предыдущая запись Грузоперевозки по Среднему коридору увеличатся на 35% в начале 2024 года
Следующая запись Казахстан ратифицировал Соглашение OTS о создании упрощенного таможенного коридора