В последнем отчете освещаются структурные барьеры на пути развития конкуренции, обещающие изменения в связи с новым законодательством

АСТАНА. Согласно выводам ежегодного отчета Агентства по защите и развитию конкуренции, в Казахстане сохраняется высокий уровень рыночной концентрации, а значительная роль государства в экономике является ключевым препятствием для развития конкуренции.

Развитие частного бизнеса как ключевой фактор роста

Развитие частного бизнеса рассматривается как ключевой фактор роста, но неблагоприятная конкурентная среда остается существенным препятствием.

“Среда, в которой работают многие компании, характеризуется застарелыми структурными проблемами, связанными с наследием незавершенного перехода к рыночной экономике”, – говорится в отчете агентства. 

Ограниченная конкуренция на товарных рынках, усугубляемая широким присутствием государственных предприятий, искажает условия ведения бизнеса и создает неравные возможности для частных компаний. Отсутствие конкуренции препятствует выделению ресурсов наиболее производительным и ориентированным на рост фирмам.

В отчете указывается, что государство присутствует как минимум в 20 из 30 секторов экономики. Между тем, средний показатель среди стран ОЭСР, к которому стремится Казахстан, составляет 13.

Субъекты квазигосударственного сектора работают в секторах, где необходимо развивать частную конкуренцию, таких как производство, транспорт и некоторые виды недропользования. Эффективность субъектов квазигосударственного сектора также ставится под сомнение. В 2020 году их долговые обязательства достигли 17,2 трлн тенге (36,2 млрд долларов США), при этом сообщалось о значительных убытках. 

В отчете указывается, что государственные компании, как правило, крупнее и более капиталоемки, но менее производительны, чем частные компании. 

Новый закон

Хотя некоторые выводы свидетельствуют о тревожной картине, подписанный в мае новый закон дает надежду на устранение регуляторных барьеров. Закон предусматривает меры, которые, среди прочего, направлены на сокращение участия государства в экономике, обеспечение свободы предпринимательства путем развития конкуренции и снижение издержек бизнеса. 

Закон учреждает Национальное управление по приватизации, которое будет разрабатывать критерии приватизации государственных активов, анализировать квазигосударственные структуры на предмет передачи непрофильных активов в частные руки и формировать перечень государственных активов, подлежащих приватизации. 

Для утверждения и корректировки этого списка теперь потребуется решение Высшего совета по реформам при Президенте Казахстана, что предотвратит произвольные исключения из плана приватизации. Ранее список рассматривался Государственной комиссией по модернизации экономики под председательством Премьер-министра. 

Согласно новому закону, также будет введен новый формат списка разрешенных видов деятельности для субъектов квазигосударственного сектора. В этом формате будут указаны географические границы, названия организаций, виды деятельности и продолжительность присутствия на рынке. 

Мораторий на создание новых субъектов квазигосударственного сектора будет восстановлен до конца 2026 года, с конкретными исключениями, изложенными в указе. 

Новый закон также предусматривает постепенное дерегулирование цен. За последние несколько лет прямое и косвенное регулирование цен расширилось, что повлияло на услуги, предоставляемые розничными поставщиками нефтепродуктов, сжиженного нефтяного газа, аптеками и сетями розничной торговли социально значимыми продуктами питания. 

“На примере рынков нефтепродуктов и сжиженного газа это стало прямой причиной сокращения инвестиций в разведку и добычу энергоресурсов, объемов их добычи и переработки, а на газовом рынке – резкого увеличения потребления”, – говорится в отчете. 

Закон также предусматривает поэтапный подход к отмене максимального числа национальных законодательных норм, которые прямо или косвенно ограничивают свободу цен и тарифов, за исключением монопольных рынков. Этот процесс планируется завершить к 31 декабря 2027 года.

Уже принимаются меры по постепенному дерегулированию цен на некоторые лекарственные препараты, нефтепродукты и социально значимые продовольственные товары.

Приватизация

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев неоднократно подчеркивал необходимость системных мер по либерализации экономики, ключевым направлением которых является эффективная приватизация. Однако процесс приватизации сталкивается с трудностями, включая необходимость анализа рынка, незаинтересованность центральных и местных органов власти и высокие требования к инвесторам.

Агентство ежегодно представляет правительству рекомендации по переводу государственных предприятий в конкурентную среду. В 2022 году отраслевой анализ выявил 105 объектов квазигосударственного сектора, подлежащих приватизации, но только десять объектов были одобрены. 

“Такая ситуация является результатом инициатив местных и центральных органов власти по исключению предприятий из плана приватизации по различным причинам и нежелания включать новые предприятия”, – говорится в отчете, добавляя, что решения о включении или исключении компаний из плана часто принимаются без тщательной аналитической оценки или рассмотрения рыночных структур.

Ведомство сформировало список в 2023 году с предложениями о переводе 43 предприятий в конкурентную среду, в основном в таких сферах, как образование, твердые бытовые отходы и СМИ.

Отрасли с высокой концентрацией производства

В 2023 году агентство проанализировало 40 товарных рынков; в большинстве случаев это были внеплановые анализы товарных рынков.

Одной из отраслей с высокой рыночной концентрацией является рынок сбыта нефти и газа. Согласно законодательству страны, основными покупателями нефти являются поставщики, которые закупают нефть для последующей поставки на нефтеперерабатывающие заводы для получения нефтепродуктов. В 2023 году в этот закон были внесены поправки, позволяющие недропользователям самостоятельно перерабатывать нефть на нефтеперерабатывающих заводах.

Недропользователи устанавливают цены на нефть, учитывая ценовые предложения покупателей для поставок на внутренний рынок, в то время как экспортные цены зависят от мировых цен на нефть.

В 2023 году добыча нефти и газового конденсата достигла 89,9 млн тонн, объем экспорта – 70,5 млн, а на нефтеперерабатывающие заводы было направлено 16,6 млн тонн нефти. 

Рынок нефти в Казахстане остается высококонцентрированным, основными игроками на нем являются Китайская национальная нефтяная корпорация и КазМунайГаз (КМГ).

В 2022 году CNPC занимала 35,6% рынка, в то время как на долю КМГ приходилось 24,5%. Оставшиеся 39,9% были распределены между другими участниками рынка. В 2023 году рыночная доля CNPC незначительно снизилась до 39,3%, в то время как доля КМГ выросла до 28,2%, оставив 32,5% другим участникам. 

Рынок включает в себя 105 недропользователей, основными игроками являются CNPC и КМГ, совокупная доля которых на рынке составляет более 60%. На долю месторождений Тенгиз, Кашаган и Карачаганак, которые не поставляют нефть на внутренний рынок, приходится 67% от общего объема добычи. 

Для усиления конкуренции на рынке агентство предлагает пересмотреть правила установления предельных цен на нефтепродукты, разработать прозрачные механизмы и правила равного доступа к транспортировке и переработке нефти на нефтеперерабатывающих заводах, отменить или ограничить преимущественные права национальных компаний на разведку и добычу путем прямых переговоров на нефтяных месторождениях и разработать налоговую модель. это обеспечивает преференции при наличии вертикально интегрированных нефтяных компаний и инвестициях в геологоразведку.

В нем также содержится призыв к Министерству энергетики инициировать внесение нормативных изменений в регулирование квот на поставку нефти.

Смотрите также

Предыдущая запись Энергетический конгресс WPC в Казахстане определит следующую эру в энергетике
Следующая запись KazAID представит усилия Казахстана по достижению целей устойчивого развития на Пекинской конференции