В Брюсселе стартует Транспортный форум ЕС-ЦА, EIB Global выделяет более 1,6 Млрд долларов

АСТАНА – Форум инвесторов по транспортному соединению Европейского Союза и Центральной Азии стартовал с пленарного заседания 29 января в Брюсселе. В рамках двухдневного мероприятия Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) Global подписал меморандумы о взаимопонимании по софинансированию проектов с Казахстаном, Кыргызской Республикой, Узбекистаном и Банком развития Казахстана (БРК) на сумму 1,47 миллиарда евро (1,6 миллиарда долларов США). 

Долгосрочной целью является расширение возможностей Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), известного как Средний коридор. С этой целью форум предоставляет платформу для рассмотрения конкретных действий и мобилизации финансовых обязательств. Ключевым заинтересованным сторонам крайне важно укрепить связь в регионе Центральной Азии в рамках инициативы Global Gateway, стратегии ЕС, направленной на инвестирование в инфраструктурные проекты по всему миру. 

В связи с этим ожидается, что поддержка ЕИБ устойчивого транспорта в регионе позволит мобилизовать дополнительный капитал, в результате чего общая поддержка проектов устойчивого транспорта составит 3 миллиарда евро (3,2 миллиарда долларов США). Банк также поделится своим опытом с партнерами из Центральной Азии. За последнее десятилетие она профинансировала транспортные проекты на сумму 136,5 миллиарда евро (148 миллиардов долларов США) по всему миру.

“Транспорт является основой современной экономики, способствуя личной мобильности и позволяя осуществлять обмен товарами, капиталом и услугами между странами региона. Кроме того, инвестиции в устойчивый транспорт являются ключом к устранению последствий изменения климата и повышению устойчивости транспортных сетей”, — заявила вице-президент ЕИБ Тереза Червинска. 

В своей приветственной речи на пленарном заседании исполнительный вице-президент Европейской комиссии Валдис Домбровскис сказал: “ЕС уже является крупнейшим инвестиционным партнером Центральной Азии, на долю которого приходится более 42% от общего объема прямых иностранных инвестиций (ПИИ)”.

Домбровскис объявил, что европейские и международные финансовые институты выделят 10 миллиардов евро (10,2 миллиарда долларов США) на поддержку и инвестиции в обеспечение устойчивого транспортного сообщения в Центральной Азии.

Подписание меморандумов о взаимопонимании, по его словам, представляет собой возможность как для ЕС, так и для стран Центральной Азии укрепить торговые отношения таким образом, чтобы это принесло пользу обоим регионам.

Министр транспорта Казахстана Марат Карабаев выразил благодарность европейским партнерам за усилия по укреплению связей со странами Центральной Азии в рамках инициативы Global Gateway и поделился статистическими данными о транспортном секторе Казахстана. 

“В прошлом году грузооборот по железной дороге составил 300 млн тонн, из которых 85 млн — казахстанский экспорт. Более 27 млн тонн — транзитные перевозки. Кроме того, 80% железнодорожных перевозок между Китаем и ЕС осуществляется через Казахстан”, — сказал Карабаев. 

“Что касается автомобильных перевозок, то они растут опережающими темпами. По итогам прошлого года транзитные перевозки Казахстана только с Китаем увеличились в два раза – с 1 до 2 млн тонн, а общий объем транзита увеличился на 43% с 3,5 до 5 млн тонн”, — добавил он. 

Казахстанский министр подчеркнул позитивную динамику сотрудничества между ЕС и Казахстаном, напомнив о недавних событиях, включая участие Казахстана в форуме Global Gateway в Брюсселе в октябре прошлого года и встречу с вице-президентом Европейской комиссии Маргаритисом Шинасом неделю назад. 

Казахстан — единственная страна Центральной Азии, которая ввела пятую степень свободы, право перевозить пассажиров и грузы между двумя странами, где ни одна из них не является домашней базой авиакомпании, эксплуатирующей ее. Карабаев отметил, что за последние два года использование воздушного пространства Казахстана удвоилось. 

“Мы также завершили переговорный процесс с Европейской комиссией по подписанию горизонтального соглашения, которое позволит каждой европейской авиакомпании выполнять рейсы из любой части Европы в любую точку Казахстана”, — сказал он. 

Два крупнейших аэропорта Казахстана были переданы в частную собственность. Международный аэропорт Алматы в настоящее время принадлежит TAV, турецкой фирме по эксплуатации аэропортов и предоставлению услуг, которая является частью Groupe Aeroports de Paris (ADP). Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев в Астане, в свою очередь, находится под доверительным управлением холдинга ОАЭ Terminals Holding. 

Карабаев объявил, что Казахстан готов “передать в управление европейским инвесторам оставшиеся 22 аэропорта, которые имеют большой потенциал стать транзитным узлом между Азией и Европой”.

Он подчеркнул, что “для реализации крупных инфраструктурных проектов потребуется не менее 40 миллиардов евро (43,2 миллиарда долларов)”. 

Казахстан, как он отметил, планирует привлечь 20 миллиардов евро (22 миллиарда долларов) кредитов от международных финансовых организаций, таких как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Азиатский банк развития (АБР). 

Железнодорожный сектор, по словам Карабаева, нуждается в 15 миллиардах евро (16,2 миллиарда долларов) для строительства новых магистральных линий и модернизации существующей инфраструктуры и станционных путей. 

“Мы планируем предоставить частным инвесторам доступ к железнодорожной инфраструктуре на казахстанском рынке. Мы подписали крупный контракт со Stadler [крупным швейцарским производителем железнодорожного подвижного состава] на организацию и сборку линии в Казахстане и поставку более 500 пассажирских вагонов”, — сказал он.

В рамках открытия сессии приняли участие высокопоставленные представители стран Центральной Азии, заместитель Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики Бахыт Торобаев, заместитель Премьер-министра Узбекистана Джамшид Ходжаев, министр транспорта Таджикистана Азим Иброхим, заместитель генерального директора Агентства транспорта и коммуникаций при Кабинете Министров Министр иностранных дел Туркменистана Батыр Аннаев выступил со вступительным словом, высоко оценив поддержку ЕС и выразив надежду на плодотворное сотрудничество. 

Развитие Транскаспийской транспортной сети в настоящее время является важной частью расширяющегося и углубляющегося сотрудничества ЕС — Центральная Азия. Мультимодальный маршрут начинается из Юго-Восточной Азии и Китая и проходит через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и далее в европейские страны. 

Смотрите также

Предыдущая запись Казахстанский предприниматель делится историей открытия первой в истории кофейни Qazaq в Амстердаме
Следующая запись В Северо-Казахстанской области запускаются новые телемедицинские комплексы