Средний Коридор может выполнять разные, но одинаково ценные Роли

“Вот идея. Почему бы не сделать Средний коридор гуманитарным коридором для транспортировки товаров первой необходимости, таких как продовольствие, энергия, здравоохранение (медицинское, фармацевтическое и т.д.)? Эти товары всегда и критически необходимы, и Средний коридор будет менее подвержен геополитической напряженности”.

Это одно из предложений Лейлы Батырбековой, основательницы ECATA – Ассоциации транспорта и торговли Европы и Центральной Азии. “Регулярные транзитные грузы могли бы перевозиться по основному коридору, конечно, когда санкции не являются проблемой”. Транспортировка товаров первой необходимости должна быть гарантирована, и этот коридор будет представлять меньший риск, утверждает она.

Еще одна идея

Майори ван Лейен

Международный эксперт по логистике из Казахстана, она расскажет о Среднем коридоре на саммите Европейского шелкового пути в Будапеште, который проходит с 29 ноября по 1 декабря на этой неделе. Будучи одной из первых, кто продвигал Средний коридор в сообществе, она видела, как маршрут менялся и адаптировался к сложным геополитическим обстоятельствам. Возможно, именно поэтому она также умело находит новый импульс для коридора.

“Еще одна идея: почему бы нам не использовать Средний коридор для импорта и экспорта Казахстана, основным торговым партнером которого является Европейский союз, а также растущего Центральноазиатского региона в целом?” — говорит она. “В этом году Казахстан увеличил экспорт нефти в ЕС по Срединному коридору, как это было в 2000-х годах”, — добавляет она.

Это предположение имеет смысл, если учесть, что объемы транзитных перевозок по Среднему коридору снизились за первые десять месяцев этого года. Напротив, импортные и экспортные перевозки из региона по коридору увеличились. Транзитные грузы по основному маршруту через Казахстан также увеличились.

Геополитические сдвиги

Эти цифры можно понять в контексте меняющегося понимания того, что влечет за собой Евразийское сообщество. С начала войны на Украине железнодорожные перевозки между Китаем и Европой значительно сократились, поскольку европейские компании неохотно перевозили грузы транзитом через Россию. Железнодорожные перевозки между Китаем и Россией увеличились, и Европейский союз начал рассматривать Центральную Азию как регион ресурсов.

В июне Европейская комиссия представила стратегию Global Gateway, предлагающую прочную основу для крупных потенциальных инвестиций в устойчивое транспортное сообщение между ЕС и Центральной Азией. “Если все эти предлагаемые меры и проекты будут реализованы, Центральная Транскаспийская сеть может обеспечить предсказуемое транзитное время в 13 дней. Я с нетерпением жду возможности сблизить Европу и Центральную Азию посредством устойчивых транспортных связей”, — заявила в то время восторженный комиссар по транспорту Адина Вэлин.

Приветствуются инвестиции, но на какой срок?

Повышенное внимание ЕС к Среднему коридору является приятной новостью для коридора, которому все еще предстоит интенсивная программа модернизации инфраструктуры. В то же время рынок не очень разделяет политический энтузиазм, признает Батырбекова. “Репутация Среднего коридора все еще укрепляется. В то время как многие компании довольны, некоторые подозревают длительное время транзита и держатся подальше”.

В то же время нужно задаться вопросом, как долго сохранится этот оптимизм. “Мы не можем быть уверены, сохранится ли такой же интерес к Срединному коридору после окончания войны. Мы уже видели, как компании возвращаются в Северный коридор с конца 2022 года, и после войны за ними могут последовать другие”, — говорит Батырбекова.

“Для роста и поддержания оптимизма частного сектора нам необходимо работать над повышением пропускной способности Среднего коридора. Что нам нужно, так это долгосрочные инвестиции, не только в области транспорта, но и новые совместные проекты и предприятия между компаниями из Европы и Центральной Азии на длительную перспективу. Эта часть проблемы может быть решена совместными и конкретными действиями. Инвесторы в первую очередь хотят видеть четкий и решительно объединенный подход заинтересованных сторон коридора”.

Роль Китая

Не менее важна роль, которую должен сыграть в этом Китай. В последнее время Китай повысил свой интерес к коридору, пообещав крупные инвестиции в регион. Батырбекова объясняет: “Китай всегда был заинтересован в Срединном коридоре; ранее также существовали некоторые транзитные субсидии на часть коридора”.

“Однако в прошлом он не подчеркивал эту поддержку, потому что на северном коридоре было легче сосредоточиться. Тот факт, что он решил продвигать Средний коридор, потенциально может привести к реальным обязательствам со стороны китайских инвесторов. Это дало толчок китайским предприятиям рассмотреть возможность использования Среднего коридора”.

Видение из Казахстана важно

Хотя она более чем приветствует этот импульс, специалисты по логистике считают, что, в конечном счете, именно Казахстан должен занять позицию относительно уровня приоритета Среднего коридора. Средний коридор проходит по его территории, и, в конечном итоге, Казахстан останется в этом и других коридорах в любом случае.

“Что действительно важно, на мой взгляд, так это сильное послание транспортному миру, исходящее из Казахстана. Все внимание обращено на недавно созданное Министерство транспорта Казахстана. Какие инновации и разработки в этом отношении произойдут в транспортной отрасли Казахстана в целом и как это будет сделано, принимая во внимание множество транспортных коридоров, проходящих через Казахстан и влияющих на рынок?” Задается вопросом Батырбекова.

“Транспортные и логистические компании будут рады поделиться с новым министерством своими предложениями и рекомендациями по улучшению работы коридора. Взаимодействие в новом формате – платформе — может быть полезным и объединить заинтересованные стороны из разных стран, учреждений, международных организаций и прямых клиентов Среднего коридора”.

Статья была первоначально опубликована в RailFreight.com. 

Смотрите также

Предыдущая запись Добыча нефти на основных месторождениях Казахстана снизилась на 56%
Следующая запись КазТрансОйл увеличил поставки нефти в Германию на 54%