Развитие Транскаспийского транспортного маршрута жизненно важно для экономического роста Казахстана, считает исполнительный директор
АСТАНА — Развитие Срединного коридора является ключевым фактором расширения экономики Казахстана и Центральной Азии, сказал Гайдар Абдикеримов, генеральный секретарь Международной ассоциации Транскаспийского международного транспортного маршрута (TITR). В интервью газете Astana Times он рассказал о роли ассоциации и ее вкладе в расширение связей вдоль Среднего коридора.
Международная ассоциация была создана в 2017 году. “Первоначально основанная тремя странами – Казахстаном, Азербайджаном и Грузией — с семью компаниями, ассоциация с тех пор расширилась и охватывает 11 стран с 25 инфраструктурными и логистическими компаниями”, — сказал Абдикеримов.
ТМТМ продолжает изучать и реализовывать крупные инфраструктурные проекты для бесперебойного и эффективного трансграничного сообщения с ключевыми странами, расположенными вдоль Среднего коридора, включая Азербайджан.
Сегодня, 11 марта, в ходе государственного визита Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Азербайджан для встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым особое внимание будет уделено развитию ТМТМ и потенциальной роли Азербайджана как перевалочного пункта для казахстанской нефти и урана, а также потребителя казахстанских товаров, включая пшеницу.
Потенциал Казахстана вдоль Срединного коридора
Центральная Азия и Казахстан, в частности, постепенно приобретают ключевую роль транспортного узла.
“Казахстан играет важную роль. Этот транспортный коридор был создан для того, чтобы соединить страны Центральной Азии с Турцией, Европой и странами Северной Африки, поскольку всегда существовал спрос на наши промышленные товары и сырье. Но в связи с геополитической ситуацией наша роль изменилась. С 2022 года он вырос. Грузопотоки, происходящие из Восточной Азии, проходят через территорию Казахстана без остановок. Преодоление более 3000 километров за три дня является большим достижением и показателем большой роли Казахстана”, — сказал Абдикеримов.
“Кроме того, 80% грузопотока приходится на Казахстан, поскольку именно казахстанский экспорт включает нефть и нефтепродукты, цветные металлы, зерновые культуры, пшеницу, серу – все это движется по Срединному коридору. В этой работе задействовано много людей и компаний. Мы должны управлять всем этим. Мы должны создать условия для всех вовлеченных сторон”, — добавил он.
По словам Абдикеримова, развитие логистики является краеугольным камнем экономического роста Казахстана.
“Если мы сможем правильно организовать логистику, мы сможем добиться значительного экономического прогресса. Экономическому росту препятствуют многочисленные факторы, в том числе энергетические ресурсы и логистика. Как вы знаете, Казахстан и государства Центральной Азии, [будучи странами, не имеющими выхода к морю], не имеют прямого доступа к мировому рынку, поэтому такие инициативы, как транспортный коридор, важны и необходимы не только для Казахстана, но и для всех государств Центральной Азии”, — сказал Абдикеримов.
Мероприятия вдоль Среднего коридора
“Лето 2022 года послужило для нас как ключевым испытанием, так и ценным уроком. Из-за внезапного притока контейнеров из других коридоров в наш мы столкнулись со значительными заторами и узкими местами на дорогах. Это привело к задержке грузов на границах и в портах”, — сказал Абдикеримов.
TITR пришлось предпринять активные шаги, чтобы восстановить грузопоток и воспользоваться высоким спросом на перевозки.
“Во-первых, мы устранили узкие места на операционном уровне, чтобы оптимизировать использование существующих ресурсов без вложения больших денег. Второй мерой стала пятилетняя дорожная карта, подписанная в городе Актау в 2022 году с участием восьми министров. В настоящее время над этим ведется работа”, — сказал Абдикеримов.
Дорожная карта основана на министерской встрече по транскаспийскому сообщению, которая состоялась в Актау 25 ноября 2022 года, где министры иностранных дел и транспорта Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции встретились, чтобы обсудить шаги по ускорению развития международных транспортных маршрутов путем модернизации условий их функционирования.
Абдикеримов также наметил ближайшие планы по развитию железных дорог и портов.
“В настоящее время реализуются инфраструктурные проекты на общую сумму более шести миллиардов евро (6,5 миллиарда долларов США), включая строительство второй линии железнодорожных узлов Достык-Актогай-Мойынты и Шалкар-Бейнеу-Мангистау, а также объездной железной дороги Алматы. Эти проекты обещают значительное улучшение будущих транспортных коридоров, устраняя проблемы перегруженности. Такие инфраструктурные проекты имеют решающее значение для смягчения и устранения узких мест на дорогах”, — сказал Абдикеримов.
В настоящее время разрабатываются планы по строительству крупного контейнерного хаба в порту Актау, наряду с усилиями по углублению водной гавани там и в порту Курык. Кроме того, ведется строительство пшеничных терминалов.
“Это все текущие шаги, которые увеличат наш логистический потенциал в будущем. Мы начнем видеть его результаты через три-четыре года”, — сказал Абдикеримов.
Средний коридор также переживает стремительную цифровую трансформацию, направленную на ускорение темпов операций по всему коридору.
“Крупная цифровая платформа разрабатывается вдоль нашего транспортного коридора международной компанией PSA из Сингапура. Ее дочерняя компания Global DTC [Цифровой транспортный коридор] создает платформу для нас. Об этом Президенту рассказал председатель Национальной железнодорожной компании «Казахстан темир жолы» (КТЖ) Нурлан Сауранбаев на церемонии открытия Инновационного центра. Он будет запущен к концу этого или началу следующего года. Тогда все государства интегрируются и начнут свою деятельность”, — сказал Абдикеримов.
Пилотная версия проекта под названием Tez Customs (Быстрая таможня) была запущена на китайско-казахстанской границе в декабре 2023 года. Таможенная платформа Tez обеспечивает автоматизацию процесса безбумажного таможенного оформления транзитных грузов, включая подготовку предварительной информации, автоматическую регистрацию и выдачу транзитных деклараций.
“Безусловно, цифровизация представляет наше будущее и неизбежную реальность. Мы коллективно движемся к этому, признавая требования времени. Следовательно, наши усилия в этой области значительны”, — добавил Абдикеримов.
По его словам, решение вопросов логистики требует коллективных усилий всех вовлеченных правительств и международных организаций, и многовекторный подход Казахстана имеет важное значение в этом отношении.
“Многовекторная политика Казахстана приносит положительные результаты. Мы свободно взаимодействуем с различными странами, транспортными и логистическими компаниями, а также международными организациями и институтами развития, такими как Европейский банк реконструкции и развития и Всемирный банк”, — сказал Абдикеримов.
Смотрите также
- Казахстанский CodiPlay стал первым в Центральной Азии стартапом в области Электронных Технологий, получившим Престижный Финский сертификат качества
- Нефтегазовая отрасль Казахстана: перспективы, тенденции, взгляд в будущее
- Национальный банк объяснил, почему инфляция в Казахстане остается высокой
- В Казахстане наблюдается рост инвестиций в науку
- Казахстан планирует экспортировать 68,8 млн тонн нефти в этом году
- Премьер-министр Казахстана: Цифровые решения для борьбы с теневой экономикой и повышения бюджетной эффективности
- Кафе Tary привносит казахскую культуру в сердце Чикаго
- Основатель Казахстанской IT-академии делится историей карьерного роста, вызовами и возможностями
- Австралийские компании готовы развивать горнодобывающий и металлургический комплекс в Казахстане
- За четыре года использование Интернета в Казахстане утроилось