Последний отчет МФЦА посвящен региональной транспортной инфраструктуре, тенденциям

АСТАНА. Хотя большая часть торговли между Азией и Европой осуществляется морскими путями, несколько внутренних маршрутов могут помочь диверсифицировать риски, связанные с геополитической напряженностью в Красном и Южно–Китайском морях, и устранить технические ограничения, связанные с расширением портовой инфраструктуры, говорится в последнем отчете, опубликованном Международным финансовым центром «Астана» (МФЦА) в апреле, в котором подробно рассказывается о региональной транспортной инфраструктуре и тенденциях.

Аналитики МФЦА отмечают, что экономики по всему Евразийскому континенту, включая Европейский союз, Китай, Индию и Центральную Азию, готовы к росту, что приведет к резкому увеличению инвестиций и торгового оборота.

“На эти страны приходится 40% мировой экономики и 43% населения планеты. По прогнозам, все они будут демонстрировать экономический рост до 2028 года”, — говорится в отчете. 

Транспортно-логистический потенциал Казахстана

Казахстан, крупнейшая в мире страна, не имеющая выхода к морю, обладает значительным неиспользованным потенциалом в области транспорта и логистики. За последние 15 лет страна инвестировала в этот сектор 35 миллиардов долларов.

Через Казахстан проходят тринадцать международных коридоров, в том числе пять железнодорожных и восемь автомобильных. Согласно отчету МФЦА, в стране насчитывается 16 000 километров железнодорожной сети, в том числе 275 километров в других странах; 94 800 километров сети автомобильных дорог, из которых 24 900 километров являются международными и национальными магистралями; 25 аэропортов и 29 000 километров трубопроводной системы. 

“Несмотря на то, что в последние годы грузопоток стабилизировался, за последнее десятилетие он значительно вырос. С точки зрения грузопотока железнодорожный транспорт является наиболее используемым видом транспорта в Казахстане, за ним следуют автомобильный и трубопроводный”, — говорится в отчете. 

Объемы перевозок грузов всеми видами транспорта в Казахстане увеличились на 28% с 487 миллиардов тонно-километров в 2014 году до 621 миллиарда тонно-километров в 2023 году.

Железные дороги являются основным видом транспорта в Казахстане, за ними следуют автомобильные дороги и трубопроводы. В 2023 году объем железнодорожных грузовых перевозок достиг 327 миллиардов тонно-километров. 

Средний коридор

В отчете также обсуждается развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМТМ), также известного как Средний коридор. 

“Средний коридор является стратегически важным мультимодальным коридором протяженностью 6180 километров и пропускной способностью в шесть миллионов тонн, включая 80 000 единиц в двадцатифутовом эквиваленте”, — говорится в отчете.

В отчете подчеркивается решающая роль Казахстана в ТМТМТП и коридоре Север-Юг. 

“Для удовлетворения растущего грузопотока необходимо расширение пропускной способности инфраструктуры, маркетинговая деятельность и дополнительные международные соглашения”, — говорится в отчете. 

Ссылаясь на недавнее исследование Всемирного банка, в докладе говорится, что ежегодные объемы перевозок по Срединному коридору могут утроиться до 11 миллионов тонн к 2030 году. 

“Время транспортировки по Срединному коридору сокращено с 38-53 дней до 19-23 дней. Цель — 14-18 дней к 2024 году, включая пять дней через Казахстан”, — говорится в сообщении. 

В МФЦА зарегистрировано по меньшей мере 66 транспортных и логистических компаний, которые создали совместные предприятия, направленные на развитие Среднего коридора.

Инвестиционные проекты

В отчете подробно описываются инвестиционные проекты вдоль ТМТМ, включая казахстанско-китайские пограничные переходы в Хоргосе, Достыке и Бакты, развитие каспийских портов в Актау, Курыке и Баку, а также грузинских портов на Черном море. 

“В настоящее время Казахстан расширяет пропускную способность Достык-Мойынты за счет строительства второго железнодорожного пути и приступил к строительству новой линии, которая соединит Бакты [пограничный пункт Казахстана и Китая] с национальной железнодорожной системой”, — говорится в сообщении. 

Строительство участка протяженностью 836 километров стоимостью 1,1 миллиарда долларов планируется завершить к 2025 году. Ожидается, что скорость движения транспорта увеличится с нынешних 800 километров в день до 1500 километров в день.

Среди других транспортных инвестиционных проектов — железнодорожная линия Дарбаза -Мактаарал. Казахстан начал строительство железнодорожной линии, которая соединит Казахстан и Узбекистан, в ноябре 2023 года. Цель строительства линии — уменьшить заторы на станции Сарыагаш, интегрировать Мактааральский регион в основную железнодорожную сеть и расширить транзитное сообщение с Ираном, Афганистаном, Пакистаном и Индией. Стоимость проекта оценивается в 250 млрд тенге ($523,1 млн), срок реализации — с 2024 по 2025 год.

В декабре 2023 года в Казахстане началось строительство железнодорожной линии Бахты-Аягоз протяженностью 272 километра. Стоимость строительства этой линии, по прогнозам, составит 577,5 миллиарда тенге (1,2 миллиарда долларов). 

Согласно правительственным данным, железнодорожная линия Бахты-Аягоз увеличит пропускную способность между Казахстаном и Китаем с 28 миллионов тонн до почти 48 миллионов тонн, уменьшит заторы на южных контрольно-пропускных пунктах и привлечет дополнительные объемы транзита. Двухпутную железную дорогу планируется ввести в эксплуатацию в 2027 году.

Также продолжается реконструкция 893-километрового шоссе из Актобе и Атырау в российскую Астрахань. 

Смотрите также

Предыдущая запись Итальянские компании стремятся к расширению сотрудничества с Казахстаном
Следующая запись Члены ОПЕК+ Продлили Добровольное Сокращение Добычи Нефти до Сентября