Казахстану предстоит важный переход к низкоуглеродным технологиям

АСТАНА — Казахстан, один из ведущих мировых производителей природных ресурсов, сталкивается с растущим давлением, требующим внедрения низкоуглеродных технологий, чтобы оставаться конкурентоспособным на фоне ужесточения глобальных правил в отношении выбросов углекислого газа. В условиях доминирования в экономике таких секторов с высоким уровнем выбросов, как авиация, транспорт, металлургия и производство цемента, страна должна ускорить свои усилия по декарбонизации. В недавнем докладе Всемирного экономического форума (ВЭФ) «Сектора с высоким уровнем выбросов: проблемы и возможности для поставщиков низкоуглеродных технологий» излагаются ключевые стратегии перехода к устойчивым технологиям, подчеркивается настоятельная необходимость структурных изменений в энергетике, транспорте и промышленности.

Переход на экологически чистое авиационное топливо

Авиация остается одним из наиболее сложных секторов для снижения уровня углекислого газа из-за значительных выбросов углекислого газа современными двигателями. В отчете в качестве ключевых решений для сокращения выбросов названы экологически чистое авиационное топливо (SAF) и новые технологии, такие как водородные и электрические двигатели для полетов на короткие расстояния.

SAF, получаемый из возобновляемых источников, таких как растительные масла, жиры для приготовления пищи, сельскохозяйственные отходы и углекислый газ, позволяет сократить выбросы до 80% в течение срока службы по сравнению с ископаемым топливом. Его совместимость с существующими двигателями делает его подходящим решением для аэропортов.

Для Казахстана, который стремится стать региональным авиационным хабом, SAF представляет собой важную возможность сократить выбросы углекислого газа в секторе. Инвестиции в инфраструктуру по производству и хранению SAF могут не только сделать авиацию страны экологически чистой, но и позиционировать страну на соседних рынках как переходящую на экологически чистые виды топлива. Однако такое развитие событий требует значительных инвестиций в инфраструктуру, которые могут быть поддержаны международными банками развития и частными инвесторами.

Грузовые перевозки и логистика

Транспортный сектор Казахстана имеет стратегическое значение, связывая Европу и Азию, но он также является основным источником выбросов углекислого газа. В отчете ВЭФ отмечается, что грузовые автомобили на электрических и водородных двигателях являются перспективными технологиями для снижения воздействия сектора на окружающую среду.

Казахстан мог бы создать инфраструктуру для электрозарядных станций и пунктов заправки водородом, что проложило бы путь к более экологичным грузовым перевозкам. Увеличение доли железнодорожных перевозок, которые и без того являются гораздо менее углеродоемкими, чем автомобильный транспорт, могло бы еще больше поддержать усилия по декарбонизации.

Государственные стимулы, такие как налоговые льготы и субсидии на покупку электромобилей или гибридных транспортных средств, могли бы побудить предприятия внедрять устойчивые транспортные решения. Страна также могла бы присоединиться к международным инициативам «зеленого коридора», в рамках которых транспорт с низким уровнем выбросов углерода является приоритетным направлением. Эти усилия позволят привлечь иностранные инвестиции и финансирование от глобальных организаций, продвигающих устойчивую логистику.

Модернизация металлургии и цементного производства

Металлургия и производство цемента являются одними из наиболее углеродоемких отраслей промышленности Казахстана, которые вносят значительный вклад в выбросы в атмосферу в стране. В отчете ВЭФ подчеркивается, что модернизация производственных процессов и внедрение технологий улавливания и хранения углерода (УХУ) необходимы для обезуглероживания.

Казахстан мог бы внедрить технологии использования возобновляемых источников энергии и УХУ для металлургического сектора, которые улавливают выбросы углекислого газа. Эти технологические предприятия хранят его под землей. Такой подход позволил бы значительно сократить выбросы при сохранении мер по защите окружающей среды.

Обширные геологические формации страны хорошо подходят для долгосрочного хранения углекислого газа, что открывает возможности для создания инфраструктуры УХУ на крупных промышленных объектах. Это позволило бы компаниям, ориентированным на экспорт, соответствовать низкоуглеродным стандартам и одновременно поддерживать экономический рост.

Казахстан мог бы сотрудничать с международными технологическими компаниями для внедрения передовых методов обезуглероживания производства стали и цемента. Модернизация заводов с использованием энергоэффективных технологий обеспечила бы устойчивость этих отраслей к будущим климатическим вызовам.

Чтобы стимулировать инвестиции, Казахстан мог бы создать специальные экономические зоны для компаний, специализирующихся на УХУ и других низкоуглеродных технологиях, предлагая налоговые льготы и субсидии для привлечения частного сектора.

Поскольку мир ускоряет переход к низкоуглеродным технологиям, у страны появляется уникальная возможность модернизировать свои отрасли с высоким уровнем выбросов. Инвестиции в SAF, инфраструктуру электрического и водородного транспорта, модернизацию металлургического и цементного производства, а также технологии CCS позволят Казахстану значительно сократить выбросы и стать региональным лидером в области низкоуглеродного развития.

Статья была первоначально опубликована на economykz.org. 

Смотрите также

Предыдущая запись Казахстан открывает будущее для искусственного интеллекта благодаря своей Первой масштабной языковой модели
Следующая запись Положительное сальдо торгового баланса Казахстана за десять месяцев 2024 года достигнет 20,1 миллиарда долларов