Казахстанский министр обсудил сотрудничество Казахстана и ЕС в области важнейших полезных ископаемых, политику санкций

АСТАНА – Министр промышленности и строительства Казахстана Канат Шарлапаев рассказал о многообещающем потенциале сотрудничества Европейского Союза (ЕС) с Казахстаном в области важнейших полезных ископаемых, позиции Казахстана в отношении санкций ЕС и недавней продаже ArcelorMittal Temirtau в интервью CNBC (ранее Consumer News and Business Channel) 3 декабря. 12. 

ЕС остается ключевым торговым и инвестиционным партнером Казахстана. Стремительное развитие экономического сотрудничества и партнерства в области энергетики и транспорта не исключает противоречивых тенденций, что указывает на необходимость углубления взаимного доверия между сторонами.   

Важнейшие материалы в сотрудничестве ЕС-Казахстан

 Критически важные материалы представляют собой план новой главы в сотрудничестве ЕС и Казахстана. Из 34 критически важных материалов, перечисленных ЕС, Казахстан производит 18. К ним относятся висмут, галлий, редкоземельные элементы, кремний, ванадий, вольфрам, олово, тантал, ниобий, магний, литий, индий, графит и кобальт.  

 Казахстан является 10-м по величине производителем меди в мире. “Помимо этого, бериллий, тантал, ниобий и даже титан мы уже поставляем в ЕС”, – сказал Шарлапаев. 

 Министр подчеркнул текущую работу имеющихся в Казахстане производственных мощностей, которые уже помогают некоторым европейским компаниям в переработке материалов и получении важнейших полезных ископаемых. 

 Отвечая на вопрос о надежности Казахстана в партнерстве с ЕС, учитывая его общие границы с Россией и Китаем, Шарлапаев отметил, что “Послужной список Казахстана говорит сам за себя, поскольку страна уже была очень надежным партнером для европейской энергетической стабильности”.

 “Широко известно, что в поставках урана Казахстан на протяжении многих лет был надежным партнером для европейских партнеров, а также в поставках нефти и традиционных или углеродных источников энергии. Я думаю, что эта надежность полностью распространяется и на наши возможности в области важнейших полезных ископаемых”, – сказал он. 

  Национальная атомная компания “Казатомпром” указывает на 14%-ную долю страны во всех доказанных мировых запасах урана, которые оцениваются более чем в 700 000 тонн. В сентябре компания представила стратегию по увеличению объемов добычи урана в 2025 году, впервые с 2018 года вернувшись к 100%-ному уровню по отношению к своим соглашениям о недропользовании и увеличив мировые поставки сырья на 6000 тонн.

 Позиция Казахстана по санкционной политике

 Отвечая на один из наиболее часто задаваемых вопросов западных СМИ об уклонении от санкций, Шарлапаев подтвердил позицию Казахстана в отношении санкционной политики, заявив, что территория страны “не используется и не будет использоваться для обхода санкций”. 

 “Я думаю, что Казахстан очень четко сформулировал свою политику в отношении санкций”, – отметил он.

 Две недели назад второй визит Международного специального посланника по имплементации санкций ЕС Дэвида О’Салливана в Казахстан позволил сделать выводы о положительной динамике в сотрудничестве ЕС и Казахстана в этом отношении.  

“Исторически сложилось так, что большинство европейских товаров поступало в Казахстан через другие страны, включая Россию. Неудивительно, что некоторые европейские партнеры хотят получить доступ к рынкам в Центральной Азии, которые в основном доступны через Казахстан. Это является одной из причин наших постоянно стабильных торговых потоков с ЕС”, – сказал он. 

 Данные Министерства иностранных дел Казахстана указывают на то, что в прошлом году товарооборот между ЕС и Казахстаном достиг рекордного уровня в 40 миллиардов долларов из 134 миллиардов долларов годовой внешней торговли.

 Шарлапаев подчеркнул, что экономические интересы Казахстана служат на благо его народа. Страна, добавил он, стремится занять свое место в глобальных цепочках поставок, в частности, путем укрепления сотрудничества с европейскими партнерами.

 Продажа “АрселорМиттал Темиртау”

 Говоря о последствиях инцидента со смертельным исходом в горнодобывающей компании “АрселорМиттал Темиртау”, министр сказал, что “к сожалению, показатели безопасности компании на протяжении многих лет были сомнительными”.

 “Это был мирный выход – ArcelorMittal продала свое подразделение в Казахстане. Оно не было закрыто. Это единственный производитель стали в Центральной Азии, способный производить до 4 миллионов тонн металла в год”, – сказал он. 

 Шарлапаев отметил, что правительство Казахстана заинтересовано в улучшении показателей безопасности и охраны окружающей среды предприятия.   

 На прошлой неделе правительство Казахстана завершило сделку с ArcelorMittal по покупке акций на сумму 286 миллионов долларов Казахстанским государственным инвестиционным фондом Qazaqstan Investment Corporation (QIC). ArcelorMittal пожертвовала 16 миллиардов тенге (34,9 миллиона долларов) благотворительному фонду Qazaqstan Halqyna.

 “Мы призываем всех инвесторов в Казахстане вести себя ответственно. Наши глобальные партнеры и инвесторы в Казахстане наблюдали огромный приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в прошлом году. Мы достигли контрольного показателя в 28 миллиардов долларов”, – сказал он. 

 Инвестиции были направлены в горно-металлургический комплекс, обрабатывающую промышленность, торговлю, транспорт и финансовый сектор.   

 Экономический рост Казахстана в первую очередь обусловлен хорошо развитой нормативно-правовой базой для инвестиций и постоянным совершенствованием соответствующих инструментов поддержки.  

Смотрите также

Предыдущая запись КазТрансОйл увеличил экспорт нефти из порта Актау на 50% за девять месяцев
Следующая запись Экспансия европейских компаний свидетельствует о том, что Казахстан становится главным направлением для инвестиций, считает Премьер-министр