Казахстан продвигает усилия по расширению транспортно-логистических узлов

АСТАНА – Правительство Казахстана продвигает свою цель по созданию комплексных транспортно-логистических узлов в Центральной Азии и Каспийском регионе, уделяя особое внимание трансграничной инфраструктуре, привлечению инвестиций и повышению экспортного потенциала. 

На совещании, состоявшемся 10 декабря под председательством премьер-министра Олжаса Бектенова, официальные лица обсудили ключевые логистические проекты, направленные на укрепление роли Казахстана как регионального транзитного узла.

Трансграничные центры

Министр торговли и интеграции Казахстана Арман Шаккалиев рассказал о прогрессе в строительстве пяти крупных трансграничных узлов, соединенных железнодорожным и автомобильным сообщением. Эти узлы предназначены для расширения торговли, промышленного сотрудничества и транспортных возможностей страны.

“Развитие этих транспортно-логистических центров вдоль границ с Китаем, Кыргызской Республикой, Узбекистаном, Россией и Каспийским побережьем ускорит торговлю, увеличит несырьевой экспорт на 30% и упростит логистические процедуры для бизнеса”, — сказал Шаккалиев. 

Он особо выделил Хоргосский хаб, являющийся краеугольным камнем торговли с Китаем, объединяющий инфраструктуру для расширения экспорта и транзита, и Каспийский хаб, который имеет жизненно важное значение для Транскаспийского маршрута. 

“Каспийский хаб включает в себя строительство объекта для хранения контейнеров и перевалки из железнодорожных вагонов в морские контейнеры, а также предоставление высококачественных услуг по обработке. Каспийский хаб увеличит объемы транзитных грузов из Китая в Европу по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) и поддержит развитие контейнерной линии Туркменбаши-Актау–Китай”, – сказал Шаккалиев.

Ожидается, что Центральноазиатский центр международного промышленного сотрудничества (CAIICC), расположенный недалеко от границы с Узбекистаном, углубит двусторонние торговые отношения и увеличит взаимный товарооборот до 10 миллиардов долларов США в течение пяти лет. 

Он отметил, что проект Промышленно-торгового и логистического комплекса (ITLC) стратегически расположен вблизи одного из самых загруженных транзитных пунктов пропуска — Карасу в Казахстане и Ак-Тилек в Кыргызской Республике. Проект расположен вдоль международного автомобильного коридора Западная Европа – Западный Китай и направлен на поддержку инициатив вблизи границы с Кыргызстаном.

“Комплекс будет предлагать услуги по хранению и предпродажной подготовке, а также консолидации и перераспределению товаров в оптовых количествах”, — сказал Шаккалиев. 

“Он будет включать в себя упрощенную пограничную систему и процесс регистрации транспортных средств и товаров, а новый мост облегчит перемещение товаров и снизит нагрузку на существующие контрольно-пропускные пункты. Строительство планируется начать в 2025 году”, — добавил он. 

Ключевые инфраструктурные проекты

Евразийский центр трансграничной торговли является еще одним ключевым узлом для укрепления промышленного сотрудничества с Россией. 

Максат Калиакпаров, вице-министр транспорта Казахстана, подчеркнул важность улучшения доступа к центру за счет продолжающейся реконструкции 144-километрового шоссе Подстепное-Федоровка, важнейшего коридора, связывающего Центральную Азию с Европой. В этом году были завершены работы по устройству дорожного покрытия, водопропускных труб и развязок, а весь проект планируется завершить к 2025 году.

Калиакпаров также рассказал о проекте CAIICC, который включает в себя строительство железнодорожной линии Дарбаза-Мактарал протяженностью 152 километра. Этот проект направлен на снижение загруженности станции Сарыагаш и увеличение пропускной способности грузоперевозок в Центральную Азию на 20 миллионов тонн в год. После завершения проекта будет создана необходимая инфраструктура для центра.

Усилия по расширению логистической сети Казахстана направлены на развитие контейнерных хабов в портах Актау и Курык, а также мультимодальных авиаузлов в Астане, Алматы, Шымкенте и Актобе.

“В рамках инициативы Caspian Hub порты Актау и Курык проходят модернизацию. В результате дноуглубительных работ в порту Актау в следующем году будет создано 170 гектаров новой земли для расширения терминала. Новые терминалы в Актау разрабатываются в сотрудничестве с международными инвесторами. В порту Курык запущен новый зерновой терминал мощностью один миллион тонн в год, а многофункциональный терминал Саржа находится в стадии строительства”, — сказал Калиакпаров.

Ожидается, что эти проекты позволят увеличить пропускную способность порта до 30 миллионов тонн в год к 2030 году.

В логистическом центре «Хоргос» планируется строительство грузопассажирского аэропорта, разработанного казахстанско-германским совместным предприятием Skyhansa Company. Этот проект включает в себя грузовой терминал, склад временного хранения, склад горючего и центр технического обслуживания авиации. 

Расположенная неподалеку железнодорожная станция Алтынколь, являющаяся ключевым элементом казахстанско-китайской логистики, ежегодно обрабатывает 11 миллионов тонн грузов и 700 000 контейнеров. Ее планируется модернизировать для дальнейшего увеличения пропускной способности.

Видение премьер-министром стратегического прогресса

Бектенов подчеркнул необходимость активизации усилий по привлечению инвесторов и повышению инвестиционной привлекательности казахстанских логистических центров.

Предполагается, что завершение строительства этих транспортных узлов сократит время транзита грузов, будет стимулировать промышленное производство, увеличит налоговые поступления и создаст новые рабочие места.

“Реализация проекта Central Asia hub вблизи границы с Узбекистаном позволит увеличить пропускную способность железнодорожной инфраструктуры на 20 миллионов тонн в год. Между тем, создание контейнерного хаба в порту Актау позволит увеличить объемы перевалки грузов с 92 000 до 300 000 контейнеров в год”, — сказал Бектенов. 

“В целом, система хабов направлена на создание единой торговой и транспортной сети с нашими ключевыми торговыми партнерами, что приведет к значительному росту торгового оборота и укреплению стратегических связей с соседними странами”, — добавил он.

Бектенов подчеркнул стратегическую важность оптимизации коридоров Восток-Запад, Север-Юг и ТМТМТП. Эти коридоры обеспечивают жизненно важные связи с рынками Китая, Персидского залива, Кавказа и Европы.

Смотрите также

Предыдущая запись Казахстан привлечет 10 миллиардов долларов на крупные проекты в течение трех лет
Следующая запись Президент Токаев представил ключевые шаги по цифровой трансформации Казахстана