Казахстан извлекает выгоду из геополитических сдвигов, превращаясь в транспортно-логистический центр Евразии

АСТАНА – На фоне сложной паутины геополитических сдвигов Казахстан становится настоящим локомотивом в транспортно-логистическом ландшафте Евразии. В своем предыдущем послании к нации от 1 сентября президент Касым-Жомарт Токаев поставил перед Казахстаном амбициозную цель стать тем, что он назвал “полноценной державой” в этой области. 

С его обширной территорией и стратегическим расположением на перекрестке континентов амбициозная цель Казахстана становится реальностью, зависящей от стратегических инвестиций. 

Казахстан, крупнейшая в мире страна, не имеющая выхода к морю, обладает значительным неиспользованным потенциалом в области транспорта и логистики. Его стратегическое географическое положение на стыке Европы и Азии, богатые природные ресурсы и активные планы развития инфраструктуры делают его многообещающим центром региональной и международной торговли. 

В своем послании от 1 сентября Токаев поручил правительству довести долю вклада транспортно-логистического сектора в национальный ВВП до 9% в течение следующих трех лет. По состоянию на 2022 год этот показатель составлял 6,2%, с небольшим снижением до 5,9% в первой половине 2023 года. 

За последние 15 лет Казахстан инвестировал 35 миллиардов долларов в транспортно-логистический сектор. Страна может похвастаться сетью транзитных, трансконтинентальных коридоров и маршрутов. Через Казахстан проходят тринадцать международных коридоров, в том числе пять железных дорог и восемь автомобильных коридоров.

В феврале правительство Казахстана приняло концепцию развития транспортно-логистического потенциала до 2030 года. В документе излагается видение развития различных видов транспорта, включая железнодорожный, автомобильный, морской и воздушный, а также логистику.

Согласно последним правительственным данным, за первые девять месяцев 2023 года в Казахстане было перевезено 725,6 млн тонн грузов, что на 3,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года.  

Транзитный трафик растет

Эксперты предполагают, что Казахстан имеет все возможности извлечь выгоду из возросшего перемещения товаров между Европой и Азией.

По данным Министерства транспорта Казахстана, за первые восемь месяцев 2023 года транзитные перевозки в Казахстане выросли до 20,7 млн тонн, что на 25% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Из них на долю железнодорожного транспорта пришлось 18,5 млн тонн, а транзитные контейнерные перевозки составили 974 500 единиц двадцатифутового эквивалента (TEU). 

Автомобильный транзит составил 2,26 млн тонн, что на 18,9% больше, чем в прошлом году. 

Только в 2022 году объем транзита грузов достиг 26,8 млн тонн. В период с 2015 по 2021 год среднегодовой прирост транзитных перевозок всеми видами транспорта составил 14,8%.

К 2030 году объем транзита через территорию Казахстана увеличится до 35 миллионов тонн в соответствии со стратегическим планом развития транспортно-логистического потенциала страны.

Железные дороги

По данным Бюро национальной статистики, в 2022 году железнодорожным транспортом Казахстана было перевезено 405 млн тонн грузов. Всего за первые девять месяцев 2023 года этот объем достиг 308,1 млн тонн.  

Почти 90% транзитных грузов перевозится по железной дороге. Через Казахстан проходят пять международных грузовых коридоров.

Одним из них является северный коридор Трансазиатской железной дороги, который в Казахстане проходит по станции Достык/Алтынколь – Мойынты — Астана – Петропавловск. Контейнерные поезда проходят по этому маршруту из Китая в Европу. 

Кроме того, Центральноазиатский коридор Трансазиатской железной дороги служит жизненно важным связующим звеном для транзитных перевозок между Россией и странами Центральной Азии. В пределах Казахстана этот маршрут берет начало из Сарыагаша на юге, проходит через Арысь, Кандыагаш и достигает Озинки.

Маршрут по станции Достык/Алтынколь – Актогай – Алматы – Арысь – Сарыагаш является частью южного коридора Трансазиатской железной дороги. Он соединяет Китай и Юго-Восточную Азию со странами Центральной Азии и Персидского залива.

Казахстан также является частью программы ТРАСЕКА (Транспортный коридор, Европа, Кавказ, Азия), которая охватывает 13 стран. Казахстанский сегмент этого коридора начинается на станции Достык/Алтынколь, продолжается через Мойынты и Бейнеу, прежде чем достичь портов Актау и Курык в западной части страны. 

Коридор Север-Юг, маршрут протяженностью 7200 километров, соединяющий Россию с Ираном, странами Персидского залива и Индией, также проходит через Казахстан. Эксперты говорят, что участие Казахстана открывает доступ к морским портам Персидского залива, предоставляя возможность строить маршруты транзитных перевозок в направлении Индии, одного из крупнейших потребительских рынков мира.

Более того, железнодорожная линия Казахстан-Туркменистан-Иран, которая является восточной ветвью коридора Север-Юг, создает прямое сообщение из Китая в Иран, проходящее через Казахстан. За первые восемь месяцев 2023 года грузопоток по этому маршруту в Иран увеличился на 25% по сравнению с предыдущим годом и составил 1,4 млн тонн.

Для развития коридора Север-Юг стороны работают над улучшением инфраструктуры и терминальных сооружений, увеличением подвижного состава, устранением административных барьеров и созданием благоприятных условий для перевозчиков. 

Транскаспийский международный транспортный маршрут

В дискуссиях о транспортно-логистическом секторе Казахстана часто подчеркивается важность Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), также известного как Срединный коридор. Этот маршрут привлек внимание стран-основательниц и за ее пределами, включая интерес со стороны Европейского союза и Соединенных Штатов.

ТМТМ — это мультимодальный коридор протяженностью 6180 километров. За первые восемь месяцев 2023 года объем перевалки грузов через морские порты Актау и Курык достиг 1,74 млн тонн, что на 85% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Однако за тот же период объем контейнерных перевозок через TITR сократился на 37%, зафиксировав в общей сложности 12 600 TEU. Этот спад объясняется смещением грузопотока на южные маршруты из-за снижения стоимости морских перевозок и прекращения китайских субсидий грузоотправителям, использующим TITR. 

В целом пропускная способность TITR составляет шесть миллионов тонн, включая 80 000 TEU.

Тем не менее, вдоль всего коридора существует множество узких мест в инфраструктуре. Чтобы решить их и продвинуть развитие коридора, Казахстан и Грузия подписали двустороннюю дорожную карту, а также было подписано трехстороннее соглашение между Казахстаном, Азербайджаном и Турцией в Актау в ноябре 2022 года.

К 2027 году страны рассчитывают увеличить пропускную способность с шести миллионов тонн до 10 миллионов тонн в год и сократить сроки доставки до 14-18 дней, включая пять дней по Казахстану.

Планы также включают оптимизацию и оцифровку административных процедур на границе, контрольно-пропускных пунктах, портах и других объектах инфраструктуры и расширение географии участников коридора за счет привлечения новых партнеров к маршруту.

По данным правительства Казахстана, готово к подписанию межправительственное соглашение с Китаем, направленное на развитие TITR, в частности, для контейнерных поездов между Китаем и Европой. Это соглашение должно определить прогнозируемые ежегодные объемы перевозок грузов по коридору, облегчить обмен данными отслеживания подвижного состава в пределах границ обеих стран и оказать Китаю поддержку в оптимизации пропускной способности магистральных трубопроводов и портовой инфраструктуры.

Начаты проекты по строительству казахстанского логистического центра в сухом порту Сиань в Китае, мультимодального терминала в порту Поти в Грузии и торгово-логистического хаба в Алматинской области.

Усилия Казахстана по разработке ТМТМ

Казахстан работает над завершением строительства второго пути на участке Достык-Мойынты протяженностью 836 километров. По данным Министерства транспорта Казахстана, этот проект увеличит объем транзитных перевозок между Китаем и Европой за счет увеличения пропускной способности участка в пять раз и увеличения скорости перевозок до 1500 километров в день с нынешних 800 километров в день.

Проект, который будет введен в эксплуатацию в 2025 году, оценивается в 543 миллиарда тенге (1,1 миллиарда долларов) и финансируется из Национального фонда на возвратной основе путем приобретения инфраструктурных облигаций у Фонда национального благосостояния «Самрук Казына».

Кроме того, новая железнодорожная линия Дарбаза-Мактаарал, соединяющая Казахстан и Узбекистан, направлена на уменьшение заторов на станции Сарыагаш, интеграцию региона Мактаарал с основной железнодорожной сетью и расширение транзитных связей с Ираном, Афганистаном, Пакистаном и Индией. Технико-экономическое обоснование этого проекта было завершено в октябре. 

При сроке реализации с 2024 по 2025 год стоимость проекта оценивается в 250 млрд тенге (523,1 млн долларов). Финансирование также планируется из Национального фонда.

Кроме того, Казахстан намерен построить железнодорожную линию Бахты-Аягоз, которая снизит нагрузку на пограничные станции Достык и Алтынколь и увеличит грузооборот между Китаем и Казахстаном дополнительно на 20 миллионов тонн. По прогнозам, стоимость этой 272-километровой линии составит 577,5 миллиарда тенге (1,2 миллиарда долларов), а финансирование будет получено за счет кредита, предоставленного Евразийским банком развития, хотя частные инвестиции также рассматриваются.

Ключевые порты

Казахстан также добивается успехов в развитии своих ключевых портов, включая морской порт Актау, расположенный на восточном побережье Каспийского моря. Он служит важнейшим узлом для множества глобальных транспортных маршрутов. Это стратегическое расположение облегчает непрерывную транспортировку различных товаров, включая сухие грузы, сырую нефть и нефтепродукты, в различных направлениях. 

По данным Министерства транспорта, дополнительный контейнерный хаб в морском порту Актау пропускной способностью более 200 000 TEU будет введен в эксплуатацию в 2025 году. Стоимость проекта составляет 20,2 млрд тенге (42,3 млн долларов). Ведется поиск инвестора. 

Аналогичным образом, многофункциональный морской терминал Саржа, который был торжественно открыт 29 сентября, был построен казахстанской компанией Semurg Invest в порту Курык. Проект включает в себя зерновой терминал мощностью один миллион тонн, нефтяной терминал мощностью 5,5 миллиона тонн и универсальный терминал мощностью три миллиона тонн.

Дорожные коридоры

По территории Казахстана проходят восемь международных автомобильных коридоров общей протяженностью 13 200 километров.

Одной из ключевых магистралей является Западная Европа – Западный Китай общей протяженностью 2747 километров. Казахстанский участок был реконструирован в период с 2009 по 2017 год. 

Кроме того, через Казахстан проходит несколько коридоров, соединяющих Китай и Европу, в том числе один, который начинается в Китае, затем проходит через казахстанские Семей и Павлодар, прежде чем достичь российского Омска. Этот коридор протяженностью 1116 километров является одним из основных маршрутов восточного региона, по которому осуществляется транзит из Китая через территорию Казахстана в Европу.

В 2023 году Казахстан планирует завершить реконструкцию 893-километрового коридора, проходящего от Актобе, Атырау, затем до российской Астрахани. К 2025 году в стране также будет реконструирована трасса Атырау – Уральск – Саратов протяженностью 587 километров.

На пресс-конференции в Астане 23 октября заместитель министра иностранных дел Казахстана Роман Василенко заявил, что Казахстан приветствует инвестиции из ЕС, США, России и Китая и других стран региона, а также от международных финансовых институтов для достижения своих целей и продвижения своих национальных интересов. 

Смотрите также

Предыдущая запись Казахстан готовится к KGIR, подчеркивает инвестиционные возможности и направленность регионального развития
Следующая запись Казахстан запускает цифровой тенге на Финансовом конгрессе в Алматы