Казахстан готовится к KGIR, подчеркивает инвестиционные возможности и направленность регионального развития

АСТАНА — Накануне круглого стола по глобальным инвестициям в Казахстане (KGIR), запланированного на завтра, заместители министров иностранных дел Назира Нурбаева и Роман Василенко представили информацию о прямых иностранных инвестициях в Казахстане (ПИИ), обсудили инициативы правительства, направленные на улучшение инвестиционного климата, и осветили ключевые совместные проекты с иностранным участием в ходе ноябрьской встречи.. 16 брифинг для прессы в Министерстве иностранных дел.

KGIR 17 ноября соберет более 500 представителей ведущих мировых компаний, иностранного и отечественного бизнеса, а также отраслевых министерств. 

Региональное развитие и экономический рост

Казахстан, девятая по величине страна в мире с населением более 20 миллионов человек, позиционирует себя как экономический центр Центральной Азии. По словам Нурбаевой, страна может похвастаться разнообразной экономикой, выходящей за рамки природных ресурсов, и поставила перед собой амбициозную цель удвоить свой ВВП к 2029 году. 

“За счет ускоренного развития несырьевых секторов экономики создание кластеров, которые позволят максимально использовать местные ресурсы, по нашему мнению, будет способствовать достижению этой цели”, – сказала она. 

Нурбаева сказала, что круглый стол в этом году будет посвящен региональному развитию, отражающему глобальные тенденции, когда более 50% экономик используют кластерный подход.

Нурбаева подчеркнула, что правительство Казахстана предоставляет различные стимулы для улучшения инвестиционного климата. К ним относятся 14 Особых экономических зон, где компании получают преференции, такие как освобождение от корпоративного подоходного налога, земельного налога, налога на имущество и таможенных пошлин. Международный финансовый центр “Астана” (МФЦА) также предлагает налоговые и финансовые льготы. Она добавила, что создание национальной компании Kazakh Invest еще раз подчеркнуло приверженность страны содействию инвестиционной деятельности и продвижению конкретных проектов.

Комплексный подход Казахстана привел к увеличению чистых потоков ПИИ на 83%, достигнув 6,1 миллиарда долларов, несмотря на резкое сокращение глобальных инвестиционных потоков в 2022 году. Нурбаева отметила, что Казахстан лидирует по привлечению прямых иностранных инвестиций среди постсоветских стран Центральной Азии, обеспечив себе долю в 61%. Нидерланды, Соединенные Штаты, Швейцария, Китай и Россия входят в пятерку крупнейших инвесторов. Кредитные рейтинги Казахстана и конкурентная бизнес-среда способствуют его привлекательности для транснациональных компаний.

“Транснациональные компании работают в различных секторах. В настоящее время около 45 000 компаний с иностранным участием ведут бизнес в Казахстане. Мы сделаем все возможное, чтобы гарантировать, что это еще не все”, – сказала она. 

Среди наиболее популярных секторов для инвесторов Нурбаева выделила горнодобывающую промышленность, сельское хозяйство, машиностроение и транзитную логистику. Она подчеркнула стратегическое географическое положение Казахстана, обеспечивающее доступ к рынкам Содружества Независимых Государств (СНГ) и Центральной Азии, как важный фактор привлечения инвесторов.

Средний коридор: Историческая концепция с современными вызовами

Статус Казахстана как крупнейшего транзитного узла в Центральной Азии, с 13 транзитными коридорами и более чем 35 миллиардами долларов инвестиций в транспортную и транзитную инфраструктуру за последние 15 лет, способствует его инвестиционной привлекательности. Заместитель министра Василенко подчеркнул, что Средний коридор (Транскаспийский международный транспортный маршрут), который начинается из Юго-Восточной Азии и Китая, проходит через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и далее в европейские страны, не является новой концепцией и уходит своими корнями в древний Шелковый путь. 

Василенко отметил, что между Казахстаном и странами-участницами ведется работа по устранению узких мест и расширению пропускной способности маршрута. Создание совместного предприятия и реализация планов по развитию инфраструктуры подчеркивают приверженность превращению Срединного коридора в жизненно важное связующее звено между Азией и Европой.

“Три страны – Казахстан, Азербайджан и Грузия – в настоящее время решили создать совместное предприятие под названием Middle Corridor Multimodal Ltd., которое будет базироваться в МФЦА. Она будет работать над организацией транзитных и грузовых перевозок по этому маршруту в наших трех странах, начиная с установления тарифов”, – сказал он. 

Василенко также заявил, что инвестиции в танкерный флот Каспийского моря и контейнерные узлы имеют решающее значение для повышения эффективности коридора. Постоянные инвестиции Казахстана в инфраструктуру, например, начало строительства 1300 километров новых железных дорог, включая объездные пути, такие как вокруг Алматы, значительно увеличат транспортный поток. 130-километровая объездная дорога Алматы, строительство которой началось 14 ноября, приведет, например, к снижению нагрузки на очень загруженный Алматинский узел на 40%, что ускорит время в пути для грузов. По его словам, все эти события демонстрируют приверженность страны максимальному использованию своего транзитного потенциала. Развитие инфраструктуры и сотрудничество с международными партнерами будут играть ключевую роль в реализации потенциала коридора.

“Мы видим, что все эти инициативы, такие как инициатива Китая “Пояс и путь”, инициатива Европейского союза “Глобальные ворота” и партнерство G7 по глобальной инфраструктуре и инвестициям, с нашей точки зрения, дополняют друг друга. Все они служат одной цели: максимизировать транзитный потенциал в сердце Евразии, которым является Казахстан и другие страны Центральной Азии, чтобы мы могли вновь соединить Азию и Европу через Новый Шелковый путь 21 века, если хотите”, – сказал он.

Отношения между инвесторами ЕС и Казахстана: Динамичная эволюция

Василенко подчеркнул, что связи Казахстана с ЕС значительно укрепились, главным образом из-за ситуации на Украине. Он повторил, что европейские лидеры признали Казахстан страной, которая уважает международное право, придерживается принципов Устава Организации Объединенных Наций и предлагает существенные возможности для экономического сотрудничества. Василенко отметил, что Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве, вступающее в силу с 2020 года, охватывает 29 областей сотрудничества, что делает Казахстан единственной страной Центральной Азии, имеющей такое соглашение. Он подчеркнул статус ЕС как крупнейшего инвестора в Казахстане, вложившего 170 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций из более чем 400 миллиардов долларов общего объема прямых иностранных инвестиций. Кроме того, на долю ЕС приходится почти 30% общего объема торговли страны, что свидетельствует о прочном экономическом партнерстве.

“Тем не менее, за последние полтора года мы все же нашли новые перспективные направления сотрудничества. В частности, в таких областях, как редкоземельные металлы, экологически чистый водород, транспорт и логистика. Именно на этих трех конкретных областях сейчас сосредоточено свое внимание как Казахстана, так и европейских лидеров и европейских компаний”, – сказал он. 

По словам Василенко, энергетическое сотрудничество, ставшее ключевым направлением во время недавних визитов европейских лидеров, таких как президент Франции Эммануэль Макрон и федеральный президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, подчеркивает диверсификацию и глубину партнерства. Заместитель министра также подчеркнул, что сотрудничество не ограничивается экономическими аспектами, но распространяется и на политическое взаимодействие. Обе стороны договорились о проведении саммитов ЕС-Центральная Азия, первый из которых запланирован в Узбекистане на следующий год. Это означает приверженность укреплению политических связей и развитию всеобъемлющего партнерства.

Василенко выразил оптимизм по поводу перспектив, включая предстоящий форум инвесторов в Брюсселе в январе 2024 года. Целью форума является выявление бизнес-возможностей для реализации исследования, представленного ранее в этом году Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), также по заказу Европейской комиссии. 

“Исследование определило транспортировку через Казахстан как наиболее устойчивый вариант транзита с Востока на Запад в Центральной Азии. ЕБРР назвал этот маршрут Центральной Транскаспийской транспортной сетью. Он въезжает в Казахстан из Китая в Хоргосе, пересекает Южный Казахстан и заканчивается в Актау”, – сказал Василенко. 

Смотрите также

Предыдущая запись Казахстан добыл 74,8 млн тонн нефти за десять месяцев
Следующая запись Казахстан извлекает выгоду из геополитических сдвигов, превращаясь в транспортно-логистический центр Евразии