
Казахстан, АБИИ мобилизуют финансы для преодоления разрыва в инфраструктуре
АСТАНА — Мобилизация частного капитала имеет решающее значение для закрытия инфраструктурного финансирования Азии на триллионы долларов, заявили представители банков развития, инвестиционных компаний и правительственных агентств в ходе панельной дискуссии, организованной Азиатским банком инфраструктуры и инвестиций (АБИИ) и Министерством национальной экономики Казахстана 29 апреля в международном финансовом центре «Астана» (МФЦА).
Стратегическое видение Казахстана по развитию инфраструктуры
Сессия открылась замечаниями Константина Лимитовского, главного инвестиционного директора АБИИ, который присоединился виртуально для подтверждения стратегического значения Казахстана в портфеле банка. Он отметил, что Казахстан, являясь одним из учредителей АБИИ, получил более двух миллиардов долларов инвестиций по семи крупным проектам государственного и частного секторов.
Это дороги, которые сближают сообщества; возобновляемая энергия, которая освещает дома; и больницы, предоставляющие критически важную помощь. Стратегическое положение Казахстана как важного распределительного и торгового узла согласуется с нашей миссией по развитию международных связей, заявил Литовский.
Он подчеркнул роль АБИИ в проектах, соответствующих цели Казахстана достичь углеродной нейтральности к 2060 году.
Мы поддерживаем Казахстан, добавляя до сих пор 420 мегаватт зеленой энергии,
Он также подчеркнул проекты железнодорожных обходных путей и инициативы в области инфраструктуры, направленные на устранение торговых преград, улучшение региональной связности и расширение доступа к важнейшим услугам.
Вместе мы мобилизуем государственные и частные капиталы для инвестирования в инновационные и устойчивые проекты. Он пригласил заинтересованные стороны принять участие в десятом ежегодном собрании АБИИ в Пекине в июне этого года.
Приоритеты правительства: диверсификация и внебюджетное финансирование
Вице-министр транспорта Талгат Ластаев подчеркнул приверженность Казахстана созданию современной и высокоразвитой транспортной сети при поддержке государственных программ развития до 2030 года.
Более 4 тысяч километров дорог подлежат реконструкции и строительству стоимостью свыше 15 миллиардов долларов,
Ластаев обозначил приоритетные проекты транспортных коридоров, включая маршруты Караганды — Жезказган и Актобе — Карабатак — Ульгаязын. Также он поделился последними новостями о планируемых соглашениях по софинансированию с Всемирным банком и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).
Диверсификация инвестиционных инструментов и партнёрств
Евгения Богданова, главный исполнительный директор Астанинского управления финансовыми услугами (АФСА), продолжила беседу, подчеркнув важность устойчивости на рынках капитала.
«Инфраструктура — это не только создание активов, но и обеспечение возможностей. Мы должны по-настоящему привлечь частный капитал через правильные нормативные рамки, инструменты снижения рисков и рыночные стимулы, которые поощряют устойчивость», — сказала она.
Богданова подчеркнула, что государственный сектор не может самостоятельно закрыть разрыв в инфраструктуре. Привлечение частного капитала требует регуляторной определенности, инструментов снижения рисков и финансовых механизмов, соответствующих целям долгосрочных инвесторов.
Она отметила, что AFSA расширяет финансовую среду для устойчивых продуктов и инструментов экологического, социального и корпоративного управления (ESG).
Роль многосторонних банков развития, таких как АБИИ, незаменима,
Накопление капитала в частном секторе
Асим Рана, менеджер Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (AIIB) по работе с финансовыми учреждениями и клиентами фондов, предоставил техническую разбивку стратегий банка для мобилизации частного капитала, который он охарактеризовал как ключевой стратегический приоритет.
Помимо прямых инвестиций в дороги и солнечные фермы, Рана сказал, что банк сотрудничает с финансовыми посредниками, такими как банки и управляющие активами, для масштабирования воздействия. Он объяснил, как AIIB поддерживает объекты кредитования, через которые капитал направляется через местные банки для финансирования множества инфраструктурных проектов под строгими экологическими и социальными стандартами.
Он отметил создание Байфронт, инструмента обеспеченного кредита (CLO), запущенного в Сингапуре, а также аналогичные инициативы в Гонконге, которые объединяют инфраструктурные кредиты в торгуемые ценные бумаги.
«Мы создали рынок ценных бумаг, который очень сложно организовать в Азии», — сказал он, отмечая, что эти инновации помогают перераспределять капитал и повышают ликвидность в секторе.
Рана также добавил, что обеспечение коммерческой жизнеспособности инфраструктурных проектов имеет жизненно важное значение для привлечения институциональных инвесторов. «Инфраструктура является долгосрочным классом активов. Она требует терпения, но определенно требует доходности», — сказал он.
Он отметил, что мобилизация частного капитала для долгосрочных инфраструктурных проектов включает тщательные проверки экологических, социальных и кредитных факторов для подтверждения жизнеспособности и устойчивости проекта.
Программа развития и проблемы Казахстана
Обеспечение более широкого экономического контекста, Акжол Уразалин, заместитель директора Департамента международного экономического сотрудничества Министерства национальной экономики, отметил что Казахстан продемонстрировал устойчивый рост на уровне 4.8% в 2024 году, обусловленный развитием сельского хозяйства, транспорта и производства.
Он отметил, что национальный инфраструктурный план Казахстана на период до 2029 года оценивается примерно в 80 миллиардов долларов и включает более 200 проектов в областях энергетики, транспорта, цифровых технологий и санитарии.
Около 90 процентов финансирования ожидается из внебюджетных источников, — сказал он.
Уразалин также подчеркнул важность партнерств между государственным и частным секторами, отмечая текущие реформы для улучшения прозрачности, налоговой политики и институциональных рамок. Однако он отметил, что остаются вызовы в области долгосрочного финансирования частного сектора и построения надежных правовых механизмов для ГЧП.
Мы пытаемся разработать и внедрить гибкие модели распределения рисков между государством и частным сектором для стимулирования использования зеленых финансовых инструментов, — сказал Уразалин.
Философия инвестиций: экономно, экологично и чисто
Замира Сундэтова, CEO компании SkyBridge Invest, поделилась мнением частного сектора о вкладе управляющих активами в долгосрочное развитие инфраструктуры.
В SkyBridge Invest мы не только действуем от имени наших клиентов, но и помогаем осуществлять сложные инфраструктурные транзакции,
Она также подчеркнула растущий интерес к возобновляемой энергетике и цифровой инфраструктуре, особенно в области волоконно-оптической связи и технологий 5G. Это вызвано национальными приоритетами и увеличением регионального спроса.
Она призвала Казахстан рассмотреть возможность создания совместного инвестиционного фонда инфраструктуры, черпая вдохновение из Инициативы «Трех морей» в Европе.
Коммерческие банки как создатели экосистем
Ван Сянминг, старший исполнительный директор в Astana Bangin’s China Construction Bank (CCB), выделил инвестиции банка в 1 миллиард долларов в Казахстане с момента его записи в 2019 году с акцентом на газ, солнечную и ветряную инфраструктуру.
«При поддержке развития инфраструктуры коммерческие банки могут в основном выполнять три роли. Первым является сторонник финансирования, вторым является менеджер риска, а третье — экосистемное здание», — сказал Ван.
Ван рассказал, как CCB разработал структуры зеленых финансов, снизил затраты на финансирование за счет трансграничного сотрудничества и синдицированные кредиты в партнерстве с многосторонними банками. Он подчеркнул необходимость большего сотрудничества между банками, управляющими активами, страховщиками и государственными организациями для разработки диверсифицированных систем финансирования.
«Это инновационное сотрудничество не только использует наш опыт оценки проекта, но и объединяет потенциал различных финансовых учреждений», — сказал он.