Грузоперевозки по Среднему коридору выросли на 63% за семь месяцев

АСТАНА – Объем грузоперевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМТМ) за семь месяцев 2024 года увеличился на 63% до 2,5 млн тонн, сообщил заместитель председателя Комитета железнодорожного и водного транспорта Министерства транспорта РК Касым Тлепов на брифинге в Службе центральных коммуникаций 20 августа. Служба (CCS), сообщила пресс-служба CCS.

Китайский транзит вырос более чем в 14 раз, при этом ассортимент грузов, перевозимых по ТМТМТ, ежегодно увеличивается. Казахстанские порты Актау и Курык обработали около 4,2 млн тонн грузов, что соответствует прошлогодним показателям. К концу года страна планирует перевалить через эти порты почти восемь миллионов тонн, из которых 4,2 миллиона тонн, как ожидается, будут перевезены через ТМТМТП.

Согласно комплексному плану развития морской инфраструктуры к 2028 году, будут созданы дополнительные мощности контейнерного терминала в порту Актау и четыре новых терминала в порту Курык. План также предусматривает трехкратное увеличение мощностей по обработке контейнеров, удвоение объемов транзитных перевозок грузов и 1,5-кратное сокращение сроков обработки судов и оформления грузов.

В Казахстане также наблюдается увеличение потока импортных грузов на 50%, что, в свою очередь, свидетельствует о растущем интересе европейских компаний к ТМТМ. Такие инвесторы, как Abu Dhabi Ports, немецкая Rhenus, французская CMA CGM и несколько китайских фирм, проявляют большой интерес к развитию портовой инфраструктуры в Курыке. Среди ключевых проектов – строительство многофункционального терминала “Саржа”, который, как ожидается, будет обрабатывать 9,4 млн тонн грузов с объемом инвестиций более 200 млн долларов.

Дноуглубительные работы начались в порту Курык в июле, и треть запланированных работ уже выполнена. Аналогичные дноуглубительные работы запланированы в порту Актау на 2025 год, где также началось строительство контейнерного хаба в сотрудничестве с китайской компанией Lianyungang Port.

“Совместно с таможенными органами ведется работа по переводу морских пунктов пропуска на круглосуточный режим работы. В портах будет внедрена система “единого окна” для упрощения оформления судовых документов и перевалки грузов. Для этих целей мы работаем над ратификацией Конвенции об облегчении международных морских перевозок”, – сказал Тлепов.

Также предпринимаются усилия по улучшению прилегающей железнодорожной инфраструктуры, включая строительство 404 километров вторых путей и модернизацию пяти станций. Цифровая платформа Digital Trade Corridor, разработанная сингапурской PSA и национальной железнодорожной компанией “Казахстан Темир жолы”, оптимизирует процессы. Таможенная система Tez, введенная на границе с Китаем, сократила время оформления транзитной декларации с 2-3 часов до всего лишь 30 минут.

Стремясь расширить свой торговый флот, Казахстан планирует построить семь новых судов, в том числе три танкера, два парома и два контейнеровоза. Это расширение поможет удовлетворить растущий спрос на персонал в секторе морского транспорта, которому в настоящее время требуется дополнительно 200 моряков.

В порту Баутино установлена система управления движением судов для обеспечения безопасного судоходства. К 2025 году эта система будет распространена на порты Курык и Актау. Интеграция этих систем позволит осуществлять полный цифровой контроль за перемещением судов по казахстанскому сектору Каспийского моря.

Другим перспективным направлением в отрасли водного транспорта является развитие речного судоходства по трансграничной реке Есиль, создание мультимодального транзитного коридора, соединяющего Россию, Казахстан и Китай. Ожидается, что этот коридор полностью интегрирует водный транспорт в общую транспортную систему Казахстана, максимально используя потенциал сектора.

Смотрите также

Предыдущая запись Казахстан готов увеличить экспорт зерна в Китай до трех миллионов тонн
Следующая запись Moody’s оценило инвестиционный климат Казахстана