Грузоперевозки по Среднему коридору увеличатся на 88% и достигнут 2 млн тонн в 2023 году

АСТАНА – Объем грузоперевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ), также известному как Средний коридор, вырос на 88% за первые девять месяцев 2023 года, достигнув 2 млн тонн.

За первые девять месяцев 2022 года этот показатель составил 1,1 млн тонн.  Объем грузоперевозок по маршруту увеличился в 2,5 раза и составил 1,5 млн тонн в 2022 году. 

Коридор стал важной альтернативой существующим маршрутам. Его общая пропускная способность составляет 5,8 млн тонн грузов в год. 

Объем контейнерных перевозок в 2022 году составил 33 000 контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (TEU), в то время как текущий потенциал Среднего коридора составляет 80 000 контейнеров TEU.

В целом, транзитное время по ТМТМ сократилось с 38-53 дней до 18-23 дней. В 2024 году планируется сократить этот период до 14-18 дней, в том числе по территории Казахстана – с 6 до 5 дней.

Усилия по развитию Среднего коридора

 Стратегической целью Казахстана является увеличение пропускной способности Среднего коридора до 10 миллионов тонн к 2030 году. Для содействия этим усилиям страна подписала дорожные карты с Азербайджаном, Грузией и Турцией по устранению узких мест и развитию Среднего коридора к 2027 году. 

Национальная железнодорожная компания “Казахстан Темир жолы” (КТЖ), Грузинская железная дорога и Азербайджанские железные дороги подписали соглашение о создании совместного предприятия по развитию мультимодальных перевозок на ТМТМ 26 октября в Тбилиси. В ноябре в Международном финансовом центре “Астана” была зарегистрирована новая компания под названием Middle Corridor Multimodal. 

Компания будет предоставлять услуги по принципу “одного окна”, гарантировать сроки доставки и проводить скоординированную политику развития мультимодальных перевозок по маршруту Китай – Европа/Турция – Китай.

Продолжаются усилия по привлечению европейских транспортных и логистических компаний. Во время визита президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера в Астану в июне немецкая компания Rhenus и КТЖ подписали меморандум о взаимопонимании для совместной работы по увеличению грузопотока по TITR.

Документ предусматривает сотрудничество в развитии логистических центров и увеличении терминальных мощностей портов Актау и Курык.

В июне литовская компания LTG Cargo присоединилась к Международной ассоциации TITR, открыв новые возможности для диверсификации грузопотоков из Казахстана в Литву и наоборот. 

Ведутся переговоры между Министерством транспорта Казахстана и австрийской Rail Cargo Group о вступлении компании в ассоциацию TITR и открытии представительства в Казахстане.

Оценка экспертов

В своем исследовании, опубликованном в мае, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) одобряет Центральную Транскаспийскую сеть (CTCN), проходящую через Южный Казахстан, как наиболее устойчивый вариант налаживания связей между Центральной Азией и Европой.

Планы по строительству и модернизации обширных железнодорожных сетей, включая сухой порт Хоргос вблизи границы с Китаем, демонстрируют твердую приверженность расширению транзитных возможностей. 

По оценкам ЕБРР, для реализации этих проектов в Центральной Азии необходимы инвестиции в размере приблизительно 18,5 млрд евро (20,4 млрд долларов США), что подчеркивает их значительный масштаб и потенциальное воздействие. При обычном сценарии объем транзитных контейнеров на CTCN может вырасти с 18 000 TEU в 2022 году до 130 000 TEU в 2040 году. 

Благодаря инвестиционным проектам и мерам по более плавному соединению объем транзитных контейнеров на CTCN может вырасти до 865 000 TEU к 2040 году.

Казахстан становится центром Евразии

Расположенный в самом сердце Евразийского континента, Казахстан является важнейшим связующим звеном для транзитных перевозок между Азией и Европой. Через страну проходят кратчайшие маршруты из Европы в Центральную Азию, Китай и Юго-Восточную Азию. 

За последние 15 лет Казахстан инвестировал 35 миллиардов долларов в транспортно-логистический сектор. Страна может похвастаться сетью транзитных, трансконтинентальных коридоров и маршрутов. Через Казахстан проходят тринадцать международных коридоров, в том числе пять железных дорог и восемь автомобильных коридоров.

В своем послании от 1 сентября Токаев поручил правительству довести долю вклада транспортно-логистического сектора в национальный ВВП до 9% в течение следующих трех лет. По состоянию на 2022 год этот показатель составлял 6,2%, с небольшим снижением до 5,9% в первой половине 2023 года. 

В феврале правительство Казахстана приняло концепцию развития транспортно-логистического потенциала до 2030 года. В документе представлено видение развития различных видов транспорта, включая железнодорожный, автомобильный, морской и воздушный, а также логистику.

ТМТМ, наряду с Северным коридором, Южным коридором, Центральноазиатским коридором и коридором Север-Юг, иллюстрируют приверженность Казахстана укреплению региональных связей. Каждый коридор служит важным связующим звеном для торговли и транспорта, способствуя экономическому росту не только в Казахстане, но и в связанных регионах.

Крупные инфраструктурные проекты

Строительство второй линии на участке Достык-Мойынты протяженностью 836 километров в Карагандинской области началось в ноябре 2022 года. Завершение проекта запланировано на четвертый квартал 2025 года.

Общая стоимость проекта оценивается в 543 миллиарда тенге (1,18 миллиарда долларов). Данный проект направлен на увеличение объема транзитных перевозок между Китаем и Европой. Это включает в себя увеличение пропускной способности до пяти раз – с 12 до 60 пар поездов в день и увеличение скорости перевозок до 1500 километров в день с нынешних 800 километров в день.

По прогнозам, в течение 20 лет этот проект увеличит доходы бюджета на 8,8 миллиарда долларов, что окажет существенное общее экономическое воздействие.

21 декабря в Абайском районе началось строительство новой железнодорожной линии Бахты-Аягоз протяженностью 272 километра. Завершение проекта запланировано на 2027 год.

Проект направлен на разгрузку двух существующих пограничных железнодорожных станций Достык-Алашанькоу и Хоргос-Алтынколь, а также увеличение пропускной способности пунктов пропуска через границу Казахстана и Китая с 28 до примерно 48 миллионов тонн.

Строительство переправы и железнодорожной линии обойдется более чем в 320 млрд тенге (696,3 млрд долларов).

Другим стратегическим проектом является железнодорожная линия в обход станции Алматы, строительство которой началось 14 ноября. Завершение проекта запланировано на 2024 год.

Проект охватывает строительство новой железнодорожной линии между Жетыгеном, в 50 километрах к северу от Алматы, и Казыбек-бекой, в 90 километрах к северо-западу от центра города. Прогнозы предполагают, что новая линия снизит нагрузку на Алматинский хаб на 40%, сократив время доставки грузов до 24 часов.

Проект привлек частные инвестиции на сумму 93,6 млрд тенге (203,7 млн долларов).

Строительство новой железнодорожной линии Дарбаза-Мактаарал протяженностью 152 километра началось в Туркестанской области 27 ноября. Завершение проекта запланировано на 2025 год.

Цель новой железнодорожной линии, соединяющей Казахстан и Узбекистан, состоит в том, чтобы уменьшить заторы на станции Сарыагаш, интегрировать Мактааральский регион в основную железнодорожную сеть и улучшить транзитное сообщение с Ираном, Афганистаном, Пакистаном и Индией.

В рамках этой инициативы вдоль казахстанско-узбекской государственной границы будет создан новый контрольно-пропускной пункт.

Стоимость проекта оценивается в 250 млрд тенге (543,9 млн долларов). 

Порт Актау

Разработка технико-экономического обоснования строительства контейнерного хаба на базе порта Актау началась в апреле. Финансовые детали почти завершены, и ожидается, что весь документ, включая одобрение государственной экспертизы, будет готов к марту-апрелю 2024 года. Строительство контейнерного хаба планируется завершить в 2025 году.

Инвестиции в проект составляют 13,7 млрд тенге (29,8 млн долларов).

Пропускная способность порта Актау по перевалке контейнеров составляет 70 000 TEU. После модернизации перегрузочной площадки и оборудования ожидается, что она достигнет 120 000 TEU. Ожидается, что после завершения строительства контейнерного хаба пропускная способность увеличится более чем до 300 000 TEU.

 Строительство контейнерного хаба позволит осуществлять перевозку всех видов грузов контейнерами. Цветные металлы экспортируются через порт Актау. Контейнеризация значительно сокращает время обработки груза всего до одного дня по сравнению с четырьмя днями, которые требуются для перевалки на судно, что может растянуться до недели, учитывая погодные условия.

Динамика транзита и грузоперевозок

Значительный рост грузоперевозок и транзита, включая контейнерные перевозки, подчеркивает растущий спрос на транзитные маршруты Казахстана. Согласно последним правительственным данным, за первые 10 месяцев 2023 года объем грузоперевозок в Казахстане всеми видами транспорта достиг 725,6 млн тонн.

Объем железнодорожных грузоперевозок достиг 246 млн тонн, что на 3% больше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. 

В 2022 году железнодорожные грузоперевозки между Казахстаном и Китаем превысили 23 млн тонн, а в 2023 году этот показатель увеличится еще на 22%, сообщил министр транспорта Марат Карабаев на заседании правительства 21 ноября. 

По словам министра, железная дорога удовлетворяет экспортные потребности Казахстана, общий объем экспортных перевозок составил 70,7 млн тонн, что на 8,5% больше с начала 2023 года.

Транзитные перевозки увеличились на 19% с 2022 года до 22,5 млн тонн в 2023 году. Казахстан стремится увеличить объемы транзитных грузов до 35 млн тонн к 2029 году.

Общая пропускная способность морских портов Актау и Курык составляет 21 млн тонн в год. Морские порты имеют возможность перевалки нефти, зерна и генеральных грузов и обеспечивают бесперебойную паромную перевозку грузов в вагонах и автотранспорте. Торговый флот состоит из 20 судов.

На заседании правительства 12 декабря министр сообщил, что за первые 11 месяцев 2023 года объем перевозок через морские порты достиг 6,5 млн тонн, что на 10% больше, чем в 2022 году. 

Смотрите также

Предыдущая запись ЕБРР выделяет средства на развитие крупного логистического узла Казахстана
Следующая запись МФЦА становится финансовым центром Центральной Азии, возглавляя мировые рейтинги в 2023 году