Эксперты выражают обеспокоенность по поводу трансфертов из Национального фонда Казахстана
АСТАНА – Национальный фонд Казахстана, который долгое время рассматривался как финансовый спасательный круг для будущего страны, в настоящее время находится под пристальным вниманием экспертов из-за сильной зависимости бюджета страны от финансовых трансфертов.
Президент Касым-Жомарт Токаев неоднократно поднимал вопрос о необходимости введения более строгих правил, регулирующих денежные переводы, в том числе в своем сентябрьском обращении к нации.
Что такое Национальный фонд?
Национальный фонд был создан в 2000 году с целью стабилизации экономики и сохранения значительных доходов от добычи углеводородов. Фонд управляется Национальным банком Казахстана (НБК).
Фонд выполняет две ключевые функции: сберегательную и стабилизирующую.
Сберегательная функция обеспечивает накопление финансовых активов с долгосрочной доходностью при умеренном риске. Стабилизирующая функция снижает перегрев экономики и инфляцию в периоды высоких цен на сырьевые товары, направляя избыточные доходы от налогов на нефть и газ в зарубежные активы. Когда цены на сырьевые товары падают, эти активы преобразуются обратно в трансферты в бюджет для поддержки расходов и экономического роста.
Национальный фонд выделяет средства в виде гарантированных трансфертов в республиканский бюджет и целевых трансфертов на социально значимые проекты.
Активы хранятся на государственном счете в НБК. Согласно данным НБК, в 2014 году активы фонда достигли своего пика в 77,2 миллиарда долларов, но с тех пор медленно снижались. К декабрю 2022 года этот показатель снизился до 55,7 миллиарда долларов. По состоянию на сентябрь активы фонда достигли 62,7 миллиарда долларов.
Переводы из Национального фонда
Национальный фонд выделяет средства в виде гарантированных трансфертов в республиканский бюджет и целевых трансфертов на социально значимые проекты. Согласно данным НБК, в период с 2020 по 2022 год трансферты из Национального фонда составили от 575 млрд тенге (1,2 млрд долларов США) в январе 2020 года до 455 млрд тенге (937,5 млн долларов США) в декабре 2022 года.
Данные Министерства финансов свидетельствуют о том, что в 2023 году из Национального фонда в республиканский бюджет в виде трансфертов было направлено 4,1 трлн тенге (8,4 млрд долларов США).
Согласно проекту бюджета Казахстана на 2025-2027 годы, в 2025 году объем изъятий из Национального фонда, по прогнозам, достигнет 5,4 трлн тенге (11,1 млрд долларов США).
Тимур Сулейменов, председатель Национального банка Казахстана, который управляет фондом, заверил, что объемы переводов в последующие годы будут значительно ниже. Ожидается, что в 2026-2027 годах общий объем трансфертов составит два триллиона тенге (4,1 миллиарда долларов США), при этом целевых трансфертов не планируется, сказал Сулейменов на заседании правительства 27 августа.
Сулейменов отметил, что если значительные налоговые реформы не приведут к существенным и системным мерам по увеличению доходов республиканского бюджета, в 2026-2027 годах могут потребоваться дополнительные изъятия из Национального фонда.
Аналитики прогнозируют, что если бы не было изъятий средств или инвестиций в облигации, активы фонда могли бы вырасти до 262,4 миллиарда долларов, что составляет 100,4% ВВП.
Данные из аналитических материалов, подготовленных Школой аналитики, по инициативе Сената, верхней палаты парламента Казахстана, показали, что первый крупный вывод средств из фонда произошел в 2009 году с целью смягчения последствий глобального финансового кризиса 2007-2008 годов. Банку развития Казахстана, Суверенному фонду благосостояния «Самрук-Казына» и холдингу «КазАгро» было выделено в общей сложности 1,2 трлн тенге (2,4 млрд долларов США) на рекапитализацию банков, стабилизацию рынка недвижимости и финансирование проектов в реальном секторе.
В 2014 году один триллион тенге (2 миллиарда долларов США) был распределен двумя траншами на поддержку малого и среднего бизнеса (МСБ). Из них 500 миллиардов тенге (1 миллиард долларов США) были использованы для решения проблемных кредитов, финансирования проектов индустриализации и содействия развитию малого и среднего бизнеса. Оставшиеся 500 миллиардов тенге (1 миллиард долларов США) были направлены на рекапитализацию Фонда проблемных кредитов для стабилизации банковского сектора, приобретения проблемных кредитов, предоставления льготных кредитов малому и среднему бизнесу и финансирования строительства комплекса ЭКСПО-2017.
С 2015 по 2017 год было выведено 9 миллиардов долларов, что составляет 3 миллиарда долларов в год. В 2021 году фонд выделил 1,8 трлн тенге (3,6 млрд долларов США) в виде целевых трансфертов на поддержку здравоохранения, государственной жилищной программы «Нұрлы жер» и Дорожной карты занятости.
В период с 2009 по 2023 год из фонда было выдано дополнительных облигационных займов на сумму 3,5 трлн тенге (7 млрд долларов США). Самый крупный вывод средств — 8,1 трлн тенге (16,3 млрд долларов США) — был осуществлен в период с 2020 по 2023 год на борьбу с пандемией Covid-19 и выполнение других социальных обязательств.
В 2024 году фонд начал поддерживать новую программу Национального фонда помощи детям, которая ежегодно предоставляет средства гражданам в возрасте до 18 лет. Программа финансируется за счет 50% от среднего инвестиционного дохода фонда за 18 лет. В 2023 и 2024 годах целевые трансферты составили 45% от общего объема трансфертов, что отражает возрастающую роль нефтяных доходов в выполнении социальных обязательств.
За первые семь месяцев 2024 года уже было израсходовано три триллиона тенге (6,2 миллиарда долларов США) — 83% от 3,6 триллиона тенге (7,2 миллиарда долларов США) трансфертов, предусмотренных в бюджете на этот год.
В 2023 году фонд приобрел акции национальной нефтегазовой компании «КазМунайГаз» стоимостью 1,3 трлн тенге (2,6 млрд долларов США). В 2024 году правительство приняло решение приобрести акции Казатомпрома для фонда поддержки национального бюджета.
НБК также планирует продать валюту из Национального фонда на сумму от 1,3 до 1,4 миллиардов долларов в октябре этого года, основываясь на предварительных заявках правительства на предоставление трансфертов из национального бюджета.
Правительственные стратегии по ограничению снятия средств
Чтобы сократить изъятие средств, в середине 2010-х годов правительство приняло меры по консолидации бюджетных расходов. В сентябре 2022 года была утверждена Концепция управления государственными финансами до 2030 года, устанавливающая антициклические финансовые правила для ограничения денежных переводов.
Правительство также работает над новым Бюджетным и Налоговым кодексами, направленными на упрощение бюджетного процесса, улучшение налогового администрирования и внедрение цифровых решений.
Усилия по борьбе с теневой экономикой включают обновление законодательства, дальнейшую цифровизацию таможенного администрирования, создание национальной системы отслеживания товаров, продвижение безналичных платежей и усиление валютного контроля.
Факторы, стоящие за сокращением фонда
Каирбек Арыстанбеков, директор Института экономической политики, рассказал о факторах, повлиявших на сокращение фонда в прибыльные 2014-2016 годы.
“В 2014 году активы Национального фонда превысили 77 миллиардов долларов. С тех пор они сократились из-за различных внутренних и внешних факторов”, — сказал он агентству Казинформ. “Одним из важных внешних факторов стало вступление Казахстана в Евразийский экономический союз в 2015 году. До вступления цены в Казахстане были на 30-50% ниже, чем в России. После вступления в союз казахстанский рынок наводнили российские товары, что привело к росту стоимости жизни здесь, в то время как в России цены оставались стабильными. Это повлияло на наш социальный сектор и в конечном итоге привело к увеличению государственных расходов.”
Расширение социального сектора совпало с замедлением экономического роста. В период с 2015 по 2021 год экономические показатели ухудшились, а увеличение социальных расходов в ответ на пандемию Covid-19 усилило давление. В результате объем фонда не увеличился, в то время как государственные расходы продолжали расти, что требовало дальнейшего изъятия средств из фонда.
В настоящее время 40% государственного бюджета Казахстана выделяется на социальные нужды, при этом зарплаты учителей, медицинских работников, военнослужащих и пожарных значительно увеличиваются. Это создает дополнительную нагрузку на бюджет.
Цены на нефть также сыграли важную роль в зависимости правительства от Национального фонда. В 2014 году цены на нефть были высокими, когда цена на нефть марки Brent достигала 100 долларов за баррель, но в 2016 году они упали до 30 долларов за баррель. Сегодня цена на нефть составляет около 70 долларов за баррель. Если бы цены оставались на уровне 100 долларов за баррель, выплаты из фонда могли бы полностью прекратиться.
Зависимость от Национального фонда
Расул Рысмамбетов, казахстанский эксперт по экономике и финансам, оценил текущее состояние фонда, подчеркнув, что глобальная турбулентность создает риски.
“Существуют гарантированные и целевые трансферты, и сейчас Национальный фонд также используется для покупки национальных компаний. Эту практику необходимо сократить. Однако мы находимся в сложной ситуации, потому что значительная часть государственных расходов, особенно социальных, растет, в то время как бюджеты развития сокращаются”, — сказал он.
По его мнению, для предотвращения истощения фонда потребуются срочные и, возможно, непопулярные меры. По его оценкам, из фонда будет выведено примерно 5,4 трлн тенге (11,1 млрд долларов США), в то время как общая сумма переводов может составить от семи до восьми трлн тенге (14-16 млрд долларов США).
Рысмамбетов подчеркнул, что в долгосрочном экономическом развитии невозможно полагаться исключительно на Национальный фонд, поскольку страна забирает из него больше средств, чем вносит, что в конечном итоге приводит к истощению средств.
Он подчеркнул необходимость проведения всестороннего аудита социальных расходов с целью выявления неэффективности и нецелевого использования средств.
“Правительство работает над цифровыми инструментами, такими как электронная карта семьи, бизнес-карта и цифровой тенге, чтобы лучше отслеживать, кто получает финансовую помощь, и гарантировать, что они имеют на это право. Повышая прозрачность и подотчетность в социальных расходах, мы потенциально можем сократить расходы на 20-30%”, — сказал он.
Чтобы уменьшить зависимость от фонда, Рысмамбетов призвал к проведению давно назревших экономических реформ. Он предупредил, что политическое руководство часто ставит во главу угла социальную поддержку за счет фонда, что является неприемлемым.
“Необходимы смелые действия и непопулярные реформы. К 2025 году мы должны увидеть значительный прогресс, а к концу года эти инициативы должны заработать в полную силу. Мониторинг государственных расходов и улучшение бюджетной дисциплины станут ключевыми шагами вперед”, — сказал он.
По его словам, еще одним способом уменьшить зависимость от фонда является диверсификация экономики. Несмотря на продолжающиеся усилия по инвестированию в инфраструктуру и строительству новых заводов, страна также должна уменьшить свою зависимость от нефти.
“Нефть была нашим спасательным кругом, и Национальный фонд формируется за счет нефтяных доходов. Однако мы должны изучить другие отрасли, такие как сельское хозяйство, машиностроение и информационные технологии. Диверсификация имеет решающее значение, и доходы от продажи нефти должны составлять не более 20-25% нашего бюджета”, — сказал Рысмамбетов.
Президент Касым-Жомарт Токаев недавно призвал к совершенствованию Налогового кодекса в ходе своего обращения к народу, и Рысмамбетов считает этот шаг необходимым. Он отметил, что в Казахстане мало кто платит налоги и существует множество специальных налоговых режимов. Ожидается, что новый Налоговый кодекс будет обсуждаться в начале 2025 года.
“Если нам удастся собрать больше налогов, возможно, нам не придется так сильно полагаться на Национальный фонд”, — сказал Рысмамбетов.
Смотрите также
- Казахстанский CodiPlay стал первым в Центральной Азии стартапом в области Электронных Технологий, получившим Престижный Финский сертификат качества
- Нефтегазовая отрасль Казахстана: перспективы, тенденции, взгляд в будущее
- Объем транспортировки нефти в Казахстане за 10 Месяцев достиг 57,8 Млн Тонн
- Казахстан запустит модель казахского языка Irbis GPT на основе искусственного интеллекта
- Товарооборот Казахстана со странами СВМДА вырос до 82 миллиардов долларов
- Цифровой Тенге Национального Банка Набирает Популярность Среди Потребителей
- Картографирование ландшафта креативных индустрий: Культурные инициативы Казахстана, кочевничество в Центральной Азии, международная практика
- Казахстан и провинция Шаньдун изучают перспективные направления сотрудничества
- Казатомпром сообщает о росте выручки на 25% в первом полугодии текущего года
- Австралийские компании готовы развивать горнодобывающий и металлургический комплекс в Казахстане