Эксперты в области энергетики выступают за финансирование и региональную интеграцию для перехода к «зеленой» экономике

АСТАНА – Отраслевые эксперты подчеркнули важность оптимизации зеленого финансирования, привлечения частного сектора и региональной интеграции для содействия переходу к зеленой экономике в Казахстане и регионе на мероприятии Energy Week в Центральной Азии и Монголии 19 сентября.

Двухдневное мероприятие собрало правительственных чиновников и энергетические компании из Казахстана, Кыргызской Республики, Монголии, Таджикистана и Узбекистана, а также международные финансовые институты и крупных транснациональных инвесторов, чтобы обсудить путь региона к чистому нулю.

Жаслан Касенов, директор департамента атомной энергетики и промышленности Министерства энергетики Казахстана, рассказал участникам, что, обладая обширными земельными ресурсами, Казахстан обладает значительным потенциалом для развития ветровой, солнечной и гидроэнергетики.

“Климат в Казахстане благоприятен для развития ветроэлектростанций. По экспертным оценкам, энергетический потенциал ветроэнергетики составляет 920 миллиардов киловатт-часов в год. Что касается потенциала солнечной энергии, то в южных регионах страны он составляет около 2200-3000 солнечных часов в год, что делает нас конкурентоспособными с самыми солнечными странами мира. Общий энергетический потенциал гидроэнергетики Казахстана составляет 170 миллиардов киловатт-часов”, — сказал Касенов.

Казахстан обязался достичь чистого нулевого уровня выбросов к 2060 году в рамках широкомасштабной стратегии углеродной нейтральности.

“На сегодняшний день в Казахстане электроэнергию производят 206 электростанций, 74 обычные, 43 солнечные, 38 гидроэлектростанций и 48 ветряных электростанций. Общая установленная мощность электростанций в Казахстане составляет 24,5 гигаватта”, — добавил Касенов.

К концу 2022 года производство электроэнергии достигло 112,8 миллиарда киловатт-часов.

“Доля выработки электроэнергии угольными электростанциями составила 66,7%, газовыми — 7,3%, крупными гидроэлектростанциями — 21,5%, а возобновляемыми источниками энергии — 4,5%”, — сказал Касенов.

Катажина Вавирния, постоянный представитель Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) в Казахстане, сослалась на недавнее исследование Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA), свидетельствующее о том, что декарбонизация к 2050 году может дать восьмикратную отдачу от инвестиций.

“Правительства стоят перед выбором: поддерживать ископаемое топливо и оплачивать расходы в будущем или инвестировать в зеленую экономику сейчас”, — сказала она.

“Декарбонизация энергетической системы занимает центральное место в бизнесе, и Казахстан располагает богатыми возобновляемыми ресурсами. Чтобы раскрыть этот потенциал, мы должны обеспечить финансирование путем объединения государственного и частного секторов”, — сказал Вавирния.

Чтобы ускорить переход к более чистым источникам энергии, “нам нужно правильно распределить финансирование”, добавила она.

“По мнению экспертов, большая часть инвестиций в переходный период должна будет поступить из частного сектора. При правильных условиях мы могли бы использовать смешанное финансирование, чтобы восполнить дефицит финансирования, необходимый для низкоуглеродного пути развития”, — предложила она.

Вавьерния также упомянул, что, по данным Международного энергетического агентства, значительные субсидии на ископаемое топливо существуют более чем в 40 странах, включая Казахстан.

“Эти субсидии не являются эффективным способом обеспечения доступной энергии, поскольку они стимулируют расточительное потребление топлива, что усугубляет загрязнение воздуха и увеличивает выбросы парниковых газов”, — сказал Вавьерния.

Посол Великобритании в Казахстане Кэти Лич подчеркнула роль нормативно-правовой базы и регионального сотрудничества в содействии переходу к «зеленой» экономике.

Она подчеркнула важность “как нисходящих сигналов — сильных политических сигналов правительству для создания нормативно–правовой базы, так и мер ”снизу вверх» для стимулирования частного бизнеса как к отказу от ископаемого топлива, так и к инвестированию в переход к «зеленой» экономике».

Опираясь на опыт Соединенного Королевства, Лич сказал, что привлечение потребителей к работе оказало решающее влияние на переход к энергетике.

“Еще в 2008 году у нас было 2000 малых и средних установок, работающих на возобновляемых источниках энергии, и за последние 15 лет их число выросло более чем до миллиона, включая солнечные батареи на крышах или в отдельных домах, а также приливные электростанции на Оркнейских островах и котлы на биомассе для крупных больниц и других предприятий”, — сказал Лич.

Айнур Соспанова, главный исполнительный директор Qazaq Green Association, сказала, что возобновляемые источники энергии в Казахстане являются устоявшимся энергетическим сектором.

“Если десять лет назад мы делали первые шаги, то сегодня у нас в энергосистеме 2,5 гигаватта мощности. И такой же объем мощностей находится в стадии строительства, подписываются крупные контракты”, — сказала Соспанова.

“Я думаю, что в течение следующего десятилетия энергетический баланс претерпит радикальную трансформацию. В частности, значительно сократится производство электроэнергии на угле, в то время как появятся новые мощности по производству электроэнергии на газе”, — добавила она.

По словам Соспановой, регион Центральной Азии и Монголия должны уделять приоритетное внимание региональному сотрудничеству для эффективного внедрения возобновляемых источников энергии.

“Исторически сложилось так, что мы были частью единой центральноазиатской энергетической сети еще с советских времен. Такая взаимосвязанность может способствовать плавной интеграции возобновляемых источников энергии в систему и способствовать развитию электроэнергетики Узбекистана, основанной на возобновляемых источниках в Казахстане”, — сказала она.

Соспанова также сказала, что правительствам не следует недооценивать силу малого бизнеса и частного сектора.

“Важным аспектом развития возобновляемых источников энергии является то, что потребители становятся генераторами. Другими словами, каждое домашнее хозяйство или предприятие малого и среднего бизнеса могло бы самостоятельно вырабатывать электроэнергию, используя возобновляемые источники энергии. В городских районах это могло бы принять форму солнечных крыш”, — сказала Соспанова.

Она также упомянула, что Мажилис, нижняя палата парламента Казахстана, в настоящее время рассматривает поправки к существующему законодательству о возобновляемых источниках энергии. Эти поправки направлены на содействие развитию маломасштабной генерации энергии на основе возобновляемых ресурсов.

Смотрите также

Предыдущая запись Товарооборот Казахстана за первые шесть месяцев вырос до 39,4 миллиарда долларов
Следующая запись Казатомпром подписал Меморандумы о цифровизации с двумя технологическими гигантами