Добыча полезных ископаемых в Казахстане: Углубляемся с экспертами на конференции в Канаде

Бирюзовый флаг Казахстана с изображением золотого орла и яркого солнца гордо развевался в Торонто, Канада, с 3 по 6 марта на конференции Ассоциации старателей и разработчиков Канады (PDAC), крупнейшей в мире конференции по добыче полезных ископаемых.  

Казахстан занимает важное место среди горнодобывающих стран благодаря огромным богатствам, скрытым в его горных породах и почве. Страна обладает богатыми запасами цинка, хрома, урана, марганца, золота и многого другого. 

Во время моего пребывания на конференции PDAC в Торонто у меня была возможность встретиться лицом к лицу с лидерами горнодобывающей промышленности Казахстана. Это дало мне уникальную возможность изучить интересную и экономически важную часть казахстанской экономики.

С точки зрения правительства

Асель Нусупова.

Министр индустрии и строительства Канат Шарлапаев, возглавлявший казахстанскую делегацию в Торонто, сказал нам, что Казахстан может играть важную роль в мировой горнодобывающей промышленности. Цифры, которые он привел, рисуют картину отрасли, которая работает в больших масштабах.  

Он отметил, что в настоящее время в горнодобывающей промышленности Казахстана работает около 220 000 человек и 1,5 миллиона квадратных километров земли открыто для геологоразведочных работ. 

Министр Шарлапаев заявил, что горнодобывающая промышленность сегодня является одним из наиболее значимых секторов экономики Казахстана, при этом алюминий, медь, цинк и свинец являются основными сырьевыми товарами для горнодобывающей промышленности. Сегодня горнодобывающий сектор приносит Казахстану экспортную выручку в размере 18,8 миллиардов долларов. Куда направляется этот экспорт? Основными рынками сбыта казахстанской горнодобывающей продукции являются Китай, Россия, Турция, Узбекистан, Великобритания, Объединенные Арабские Эмираты и Япония.

Нет сомнений в том, что Казахстан богат ресурсами, от лития до золота. Сокровища земли требуют тщательной и дорогостоящей добычи. Какие компании играют важную роль в освоении богатств Казахстана минеральными ресурсами?  Канадская Arras Minerals, лондонская Rio Tinto, швейцарская Glencore, IG Kazakhstan, базирующаяся в Перте Fortescue, турецкая Yildirim, британская East Star Resources, Pallas Resources, австралийская Sarytogan Graphite и турецкая Esan Eczacibasi – вот некоторые известные иностранные компании, которые в настоящее время работают в Казахстанеэто добыча полезных ископаемых. Министр Шарлапаев рассматривает участие этих крупных компаний как убедительный показатель того, что Казахстан считается привлекательным местом для иностранных инвестиций.

Министр Шарлапаев сообщил, что в 2023 году горнодобывающие компании Казахстана инвестировали 1,45 трлн тенге (примерно 3,2 млрд долларов).  В течение трех лет в Казахстане было запущено несколько проектов, связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе новая установка по обогащению угля и первая печь для плавки ферросплавов. В стране также была модернизирована фабрика по переработке золота и открыты новые перерабатывающие мощности. 

Он проинформировал нас о том, что правительство Казахстана предприняло конкретные шаги для повышения привлекательности Казахстана для прямых иностранных инвестиций в горнодобывающий сектор. В частности, изменения в законодательстве о недрах и внедрение стандартов CRISCO (Корпоративная ответственность за устойчивую добычу угля) сыграли важную роль в приведении казахстанского горнодобывающего сектора в соответствие с лучшими международными практиками и привлечении иностранных компаний. В результате инвестиции в горнодобывающий сектор Казахстана выросли с 30 миллионов долларов в 2018 году до 82 миллионов долларов в 2022 году.

Однако дороги горнодобывающего сектора Казахстана не вымощены золотом.  Несмотря на значительный прогресс, достигнутый Казахстаном за последние пять-шесть лет, министр Шарлапаев поделился с нами тем, что горнодобывающий сектор страны по-прежнему испытывает некоторые проблемы. Одна из трудностей заключается в том, что геологический потенциал Казахстана до сих пор неизвестен из-за недостатка данных. По словам министра Шарлапаева, еще одной проблемой, с которой предстоит столкнуться, является модернизация законодательства, регулирующего стандарты охраны окружающей среды и безопасности при добыче полезных ископаемых в Казахстане.

Министр Шарлапаев также затронул острый вопрос о рисках, связанных с торговлей с Россией. Он отметил, что санкции против России вызвали некоторые нарушения в логистике и цепочках поставок, но в то же время они также открыли возможности для Казахстана в торговле с Европой, регионом, который раньше был активным потребителем российских металлов и минералов. Чтобы использовать такие возможности, Казахстан выиграет от развития Транскаспийского коридора, который откроет доступ казахстанским товарам к портам Черного моря.

Министр Шарлапаев отметил, что, несмотря на геополитическую напряженность, горнодобывающий сектор Казахстана остается в безопасной зоне и по-прежнему очень привлекателен для иностранных инвестиций. Это особенно актуально для важнейшего минерально-сырьевого сектора. Он сказал, что Казахстан перерабатывает 18 из 34 важнейших полезных ископаемых, необходимых для европейского рынка, и 17 из 30 полезных ископаемых, важных для экономики США.

Шаги к улучшению

После правительственной точки зрения, изложенной министром Шарлапаевым, мне было интересно услышать точки зрения руководителей компаний и деловых людей отрасли. Доктор Канат Кудайберген, бывший глава Национальной горнорудной компании “Тау-Кен Самрук”, поделился опытом своей многолетней работы в этом секторе.  Он отметил, что, несмотря на огромный вклад горнодобывающего сектора в ВВП страны (чуть более 15%), добыча полезных ископаемых имеет “прекрасную возможность увеличить свою долю в экономике, поскольку разведано только 35% территории”.

Признавая, что Казахстан предпринимает серьезные шаги по улучшению инвестиционного климата, д-р Кудайберген сказал, что по-прежнему существуют “проблемы и риски для иностранных инвесторов”, и “правительству необходимо продолжать решать эти проблемы, чтобы привлечь больше инвестиций”.

По его мнению, Казахстан должен сосредоточиться на следующих шагах: введение новых налогов в виде роялти вместо действующего налога на добычу полезных ископаемых; повышение доступности геологических баз данных и поддержка их оцифровки; расширение источников финансирования для разведки полезных ископаемых, таких как привлечение фондов прямых инвестиций или механизмов фондовой биржи. Д-р Кудайберген также подчеркнул необходимость “дальнейшего обеспечения прозрачности и упрощения процедур получения лицензий, а также стимулирования развития молодого горнодобывающего сектора и интенсификации геологоразведочных работ”.

Важность инфраструктуры

Одним из ключевых вопросов для горнодобывающей промышленности Казахстана является развитие инфраструктуры. Автомобильные и железнодорожные сети, доступ к электроэнергии, воде и портам имеют важное значение для развития горнодобывающих проектов в любой стране. Для Казахстана, территория которого простирается на обширные евразийские степи, наличие соответствующей инфраструктуры является решающим фактором для успешной добычи полезных ископаемых. По словам доктора Кудайбергена, “правительство предоставляет соответствующие программы для развития инфраструктуры и максимального использования транзитного потенциала страны”. Он сказал, что в Казахстане “построено более 2000 километров железных и автомобильных дорог”, и существует огромный потенциал, если программа “Один пояс, один путь” окажется полезной.

Традиционно казахстанские горнодобывающие компании поставляют металлы и минералы в Китай, другие азиатские страны и Россию. Однако, по словам доктора Кудайбергена, “в последние два года европейский рынок проявил огромный интерес к нашей горнодобывающей продукции, особенно к важнейшим видам полезных ископаемых”. 

По словам доктора Кудайбергена, есть надежда, что значительный рост интереса со стороны западных компаний в США, Канаде и Европе, которые переключают свое внимание с России, принесет многочисленные выгоды казахстанской горнодобывающей промышленности.

У меня также была возможность пообщаться с Саидом Султановым, генеральным директором Aurora, частной горнодобывающей компании в Казахстане. Султанов считает, что горнодобывающий сектор обладает огромным потенциалом и действительно может стать движущей силой экономического роста в стране. Султанов заявил, что с момента вступления в силу нового законодательства о недропользовании в Казахстане в 2018 году в горнодобывающем секторе начался инвестиционный бум.

Однако он нарисовал не совсем радужную картину отрасли.  Султанов отметил, что она сталкивается с серьезными проблемами, в том числе с нехваткой высококачественной геологической информации, бюрократическими барьерами, препятствующими принятию необходимого экологического законодательства, недостатками в законодательстве о перерабатывающих отраслях и дефицитом квалифицированных рабочих.

Султанов считает, что с новым руководством Министерства промышленности и строительства удастся преодолеть подобные препятствия. Есть многообещающие признаки прогресса, такие как усилия по улучшению доступа к геологической информации и проводимая работа по изменению законодательства для более справедливого распределения роялти от геологоразведочных работ. Также разрабатываются программы, направленные на привлечение новых специалистов в горнодобывающую отрасль и предоставление им образования.

В беседе с Полом Ренкеном, аналитиком по горнодобывающей промышленности VSA Capital, международной инвестиционно-банковской и брокерской компании, базирующейся в Лондоне и Шанхае, я узнал больше о текущих рисках для казахстанской промышленности и перспективах новых технологий. Ренкен считает, что для Казахстана “одним из реальных рисков является тот простой факт, что это географически очень большая страна с небольшим населением, расположенная между двумя мировыми политическими державами”. По его словам, “ни одна другая страна в мире не обладает такой “уязвимостью и риском”. Однако, отметил он, “тем не менее, президент Токаев стремится “идти своим собственным путем”, независимым от чрезмерного влияния России и Китая, поскольку именно Запад принесет наибольшую пользу его экономике во всех секторах”.

Новые технологии и квалифицированная рабочая сила

Компания Renken привлекла мое внимание к некоторым новым технологиям в горнодобывающей промышленности.  Он отметил: “Эти перспективные технологии, которые развиваются в горнодобывающей промышленности, демонстрируют большие перспективы, но еще не получили широкого распространения во всем мире: прямое извлечение лития (DLE), подземное выщелачивание (ISL), скважинная геофизика, беспилотный транспорт, горное оборудование на батарейках, удаленные пульты управления, программное обеспечение для прогнозирования технического обслуживания (AI)., съемка с помощью беспилотных летательных аппаратов, роботизированное оборудование.”  В будущем казахстанские горнодобывающие компании могут внедрить такие технологии, а это потребует значительных объемов иностранных инвестиций.

Ренкен также обсудил человеческий фактор в горнодобывающей промышленности, отметив сильные стороны казахстанской рабочей силы.  Он подчеркнул, что “одним из особых преимуществ Казахстана перед другими странами в плане занятости в горнодобывающей промышленности является трехъязычное образование рабочей силы. Такая дополнительная гибкость в понимании и ведении бизнеса помогает компенсировать общий небольшой объем населения, из которого можно выбирать”.

Проблемы

Майкл Бир, основатель Mike Beare Associates, горнодобывающей компании, работающей в Казахстане, верит в огромный потенциал горнодобывающей отрасли Казахстана. Однако он подробно рассказал о проблемах, с которыми сталкивается отрасль. Бир выразил обеспокоенность по поводу устаревания активов, которые вскоре потребуют рекапитализации. 

Он отметил: “Предприятия советской эпохи по-прежнему являются ключевыми производителями металла и эксплуатируют многие объекты, построенные до 1991 года”.  

Бир поделился своим мнением о том, что “эти крупные производители сталкиваются либо с проблемами инвестирования в развитые шахты и заводы, либо с перспективой закрытия этих предприятий с серьезными последствиями для принимающих их сообществ”. Бир добавил, что “на другом конце спектра относительно немного игроков ведут разведку новых месторождений и рудников. За исключением одного или двух игроков, в Казахстане нет значительного горнодобывающего сектора, в котором небольшие компании активно разрабатывают новые проекты”.

Хотя Бир положительно относится к программе президента Касым-Жомарта Токаева по усилению внимания к горнодобывающей промышленности и превращению ее в реальную движущую силу экономического роста Казахстана, он считает, что правительство “должно осознавать негативное влияние высоких роялти на инвестиции”.

Мои недавние беседы в Торонто с лидерами и экспертами горнодобывающего сектора позволили мне получить представление о захватывающем потенциале, многообещающем будущем и текущих проблемах казахстанской горнодобывающей промышленности.  Казахстан делает серьезные шаги в направлении повышения привлекательности горнодобывающего сектора для иностранных инвесторов. Это хорошо согласуется с программой реформ президента Токаева, которая приветствует иностранные инвестиции. Правительство работает над тем, чтобы иностранные инвесторы были более уверены в последовательном и прозрачном управлении ключевыми факторами в секторе. В мире, испытывающем нехватку важнейших полезных ископаемых, Казахстан ждет блестящее будущее, если он сможет обеспечить горнодобывающую промышленность поддержкой, необходимой для роста и процветания. В ближайшие годы флаг Казахстана будет развеваться над многими жизненно важными горнодобывающими проектами, где будут добываться полезные ископаемые, предназначенные для отдаленных уголков земного шара. 

Автор – аналитик, получивший степень магистра экономики в Джорджтаунском университете в Вашингтоне, округ Колумбия. Имея более чем 20-летний опыт работы в правительстве Казахстана, она специализируется на макроэкономике, сырьевых и финансовых рынках, а также экономической и социальной политике в Казахстане и во всем мире. 

Смотрите также

Предыдущая запись Казахстан и Финляндия укрепляют торговые и транспортные связи на заседании Комиссии
Следующая запись КазТрансОйл” в апреле отправит 120 000 тонн нефти в Германию