Astana Finance Days: Трансформация платежей для повышения финансовой грамотности и социального воздействия

АСТАНА — Международный финансовый центр “Астана” (МФЦА) запустил программу инноваций Astana Finance Days (AFD). Вложить. Конференция Impact от 5 сентября была посвящена изучению технологий в финансовом секторе, инвестиционных возможностей в Казахстане и роли финансов в содействии устойчивому развитию и позитивным социальным изменениям. 

Сессия “Трансформация платежного ландшафта в Казахстане и Центральной Азии” была посвящена переходу к безналичным платежам, важности финансовой грамотности и формированию положительной кредитной истории, а также социальной ответственности финансовых учреждений и их потребителей.

Стимулирование социальных изменений с помощью финансовых продуктов

Антон Бороздин, модератор сессии и старший директор по развитию бизнеса Visa в Центральной Азии, отметил значительный прогресс, достигнутый финансовыми институтами Казахстана в содействии быстрому внедрению безналичных расчетов в экономику страны. Он выразил уверенность, что текущие инициативы могут привести к тому, что безналичные операции будут составлять 99% всех платежей в стране.

Генеральный директор Евразийского банка Ляззат Сатиева подчеркнула, что банки обладают потенциалом для позитивных изменений в обществе за счет разработки инновационных финансовых продуктов. Она подчеркнула важность предоставления клиентам возможности отдавать деньги с помощью банковских услуг. Например, Сатиева упомянула продукт Евразийского банка, по которому часть кэшбэка направляется на благотворительные цели, в частности на финансирование операций для нуждающихся детей.

“Учитывая это, мы разработали продукт, в рамках которого 1% кэшбэка с каждой транзакции перечисляется в фонд “Подари жизнь детям”. Каждый год мы становимся свидетелями того, как эта инициатива дает детям новый шанс на жизнь. Только в прошлом году благодаря этим пожертвованиям 19 детям были проведены операции, недоступные в Казахстане. Мы намерены продолжать эту работу”, – сказала Сатиева.

Повышение финансовой грамотности

Переходя к более широким финансовым проблемам, Айдос Жумагулов из Freedom Bank в Казахстане подчеркнул важность финансового образования при преобразовании платежных систем для снижения роста просроченных кредитов. Жумагулов подчеркнул, что около восьми миллионов человек в Казахстане в настоящее время пользуются различными видами займов или кредитных продуктов. 

“Когда люди приходят в розничный магазин, они часто попадают под действие “магии нулей”, предпочитая покупать в рассрочку, а не платить авансом. Они покидают магазин со своими покупками, но также и с новыми финансовыми обязательствами”, – сказал Жумагулов. 

Он подчеркнул растущую потребность в финансовой грамотности, особенно среди взрослых в возрасте от 18 до 23 лет. По его словам, количество просроченных кредитов среди этой возрастной группы в Казахстане резко возросло. На начало 2022 года доля проблемных кредитов для лиц моложе 23 лет составляла 13,1%; к 1 августа 2023 года она выросла до 20,8%. Многие молодые казахстанцы рано портят свою кредитную историю, что затрудняет им получение ипотечных кредитов или автокредитов по льготным ставкам в рамках государственных программ в будущем.

“Почему это происходит? 18-летний парень с нестабильной работой все еще может претендовать на получение кредита и начать приобретать товары в рассрочку. К 25 годам он может взять кредит на покупку автомобиля. Но к тому времени, когда ему исполнится 30 лет, он может оказаться не в состоянии получить ипотечный кредит. Благодаря нашему участию в программе 7-20-25 (субсидируемая государством ипотека), мы заметили, что более 80% клиентов в возрасте до 35 лет, которые ранее брали потребительские кредиты, получают отказ в выдаче ипотечных кредитов. Около 56% имеют плохую кредитную историю, 31% – недостаточный доход. Это напрямую связано с их финансовой грамотностью”, – заключил он.

Цифровое обслуживание клиентов и сотрудничество с государственными органами

Что касается обслуживания клиентов, председатель правления ForteBank Бекжан Пирматов подчеркнул, что банкам необходимо сосредоточиться на повышении качества обслуживания клиентов, особенно с помощью цифровых каналов. Он сказал, что ForteBank собирает отзывы на всех платформах для решения проблем клиентов. 

“Главным приоритетом для нас является совершенствование мобильного приложения, обеспечение его надежности и эффективности”, – сказал он. 

Пирматов также подчеркнул важность распределения рисков между различными клиентскими сегментами и отметил, что все основные продукты, такие как карты, депозиты и автокредиты, полностью переведены в цифровую форму.

Заместитель председателя правления Народного банка Нариман Мукушев подчеркнул необходимость сотрудничества между банками и государственными учреждениями. Основной целью, отметил он, является оптимизация предоставляемых услуг, сокращение необходимости посещения клиентами центров обслуживания населения.

“Народный банк работает в рамках двух экосистем: одна для физических лиц, а другая для юридических. В настоящее время 90% всех кредитов и депозитов выдаются онлайн, и планируется увеличить этот показатель до 95%. Банк также интегрирует в свое приложение 57 государственных сервисов, на сегодняшний день обработано 9,2 миллиона услуг. В ходе недавнего процесса легализации автомобилей 56% услуг были предоставлены через приложение банка, что значительно снизило нагрузку на специальные центры обслуживания населения”, – сказал он. 

На сессии было подчеркнуто, что улучшение платежной среды в Казахстане и в регионе в целом требует единой приверженности развитию финансовых технологий, улучшению обслуживания клиентов и повышению финансовой грамотности. Такой дальновидный подход имеет важное значение для развития финансового ландшафта Казахстана.

Конференция AFD, организованная МФЦА, проводится уже более пяти лет и служит ключевой площадкой для налаживания контактов и обсуждения текущих вопросов, тенденций и возможностей не только в финансовом секторе Казахстана, но и во всем Евразийском регионе. Мероприятие продолжится завтра. 

Смотрите также

Предыдущая запись Евразийский банк развития инвестировал 900 миллионов долларов в экономику Казахстана с января
Следующая запись Деловая активность в Казахстане в августе продолжает улучшаться