Экономический рост способствует резкому росту грузоперевозок по Центральной Азии

АСТАНА – Экономическое развитие стран Центральной Азии привело к значительному росту грузоперевозок, вызванному различными факторами, сообщает Казинформ 13 марта в статье о прогрессе логистики в регионе.

Факторы, определяющие экономическое развитие

По мнению экспертов, инвестиции в инфраструктуру, такие как строительство или модернизация автомобильных и железных дорог, портов и грузовых терминалов, в сочетании с торговыми соглашениями могут стимулировать грузоперевозки и транзит по всей Центральной Азии.

Политическая стабильность в регионе также играет решающую роль в обеспечении безопасности и предсказуемости грузоперевозок.

Геополитическая турбулентность расширила возможности стран Центральной Азии по привлечению новых источников инвестиций и заключению транспортных соглашений с Европейским союзом (ЕС). Пакет соглашений будет включать не только транспортные темы, но и страхование, безопасность, информационную поддержку и другие капиталоемкие области сотрудничества.

Увеличение объемов грузоперевозок

Транзит грузов через Казахстан с января по ноябрь прошлого года вырос на 21% по сравнению с 2022 годом, достигнув 29 млн тонн. В целом в 2023 году было перевезено 980,7 млн тонн грузов, что на 4,4% больше, чем в предыдущем году. Инвестиции в отрасль выросли более чем в 1,5 раза до 1,8 трлн тенге (3,9 млрд долларов), в первую очередь направленные на развитие инфраструктуры для увеличения объема и качества перевозок.

В настоящее время во всех странах Центральной Азии отмечается рост грузоперевозок. В Узбекистане международные грузовые перевозки достигли 59,2 млн тонн в 2023 году. В Кыргызской Республике общий объем грузоперевозок составил 51 млн тонн.

Таджикистан сообщил об увеличении объема грузоперевозок на 14% до 32,6 млн тонн, в то время как международные грузоперевозки достигли 2,2 млн тонн. Объемы грузоперевозок в Туркменистане увеличились на 3,9%.

Экономические выгоды и региональные партнерства

Крупномасштабная производственная деятельность ведется в Казахстане и Узбекистане, куда крупные западные компании перенесли часть своих операций из России. Европейские компании привлекаются в регион из-за доступа к недорогому газу и электроэнергии. Десятки гигантов, включая Samsung, Nestle и Glock, запустили или планируют создать производственные предприятия в Центральной Азии.

Азербайджанский политолог Ильгар Велизаде подчеркнул растущий интерес как европейских, так и китайских компаний к Срединному коридору, который проходит через территории Центральной Азии и Южного Кавказа.

По его словам, Транскаспийский международный транспортный маршрут (TITR) служит центральным звеном этого коридора, и объем перевозок увеличился вдвое по сравнению с предыдущим годом, достигнув 2,5 млн тонн. Ожидается, что вскоре эта цифра снова удвоится, благодаря дорожной карте, подписанной Азербайджаном, Грузией, Казахстаном и Турцией. Каждая страна взяла на себя обязательство синхронно развивать свою транспортную инфраструктуру, и Китай, и Европа выразили поддержку этим планам.

Велизаде отметил, что полная стабилизация ситуации на Южном Кавказе создает благоприятные условия для увеличения грузоперевозок по Срединному коридору, чему также будет способствовать строительство Зангезурского транспортного коридора.

Контейнерные перевозки

В ноябре 2023 года официальные лица железнодорожных ведомств стран, участвующих в международном мультимодальном транспортном и транзитном маршруте Центральной Азии, Южного Кавказа и Анатолии (CASCA+), встретились в Ашхабаде для решения проблем, связанных с грузовыми перевозками.

Представители Азербайджана, Грузии, Кыргызской Республики, Турции, Узбекистана и Туркменистана, а также логистические компании собрались для обсуждения стратегий повышения эффективности коридора. С момента своего создания в 2019 году маршрут способствовал перевозке примерно 30 000 контейнеров.

Участники поставили перед собой цель увеличить объем контейнерных перевозок по этому маршруту до 30 000 единиц в текущем году. Ожидается, что такой рост подстегнет дальнейшую активность и расширит ассортимент грузов, перевозимых как по транспортным коридорам Север-Юг, так и Восток-Запад.

Маршрут CASCA+, созданный во время встречи руководителей государственных железных дорог в Ташкенте, был расширен с участием Türkiye в декабре 2021 года. Символ “+” указывает на готовность принять новых участников, заинтересованных в использовании маршрута, с долгосрочными стремлениями связать государства Юго-Восточной Азии, особенно Китай, с Европой.

ЕС, в свою очередь, внимательно следит за развитием событий в Центральной Азии, четко осознавая, что большая часть грузовых перевозок с Востока на Запад по-прежнему будет осуществляться по Северному маршруту через Россию. Поэтому Европа сосредоточена на расширении TITR, который, по прогнозам, будет перевозить до 120 000 контейнеров в год.

Экономические условия стимулируют стремительное развитие сектора грузовых перевозок в регионе. Эксперты связывают 2-3-кратный рост рынка грузовых перевозок в Центральной Азии за последний год с растущим транзитным значением Казахстана, Кыргызской Республики и Узбекистана в рамках глобальных торговых сетей.

Смотрите также

Предыдущая запись Ненефтяной экспорт Казахстана достигает 35,1 Миллиарда Долларов по мере диверсификации экономики Страны
Следующая запись Казахстан расширяет экспорт государственных технологий и охватывает цифровых кочевников