Реформы и перемены: Казахстан и АБР отмечают 30-летие партнерства
На протяжении этих трех десятилетий АБР активно поддерживал Казахстан, выделив около 7 миллиардов долларов на оказание помощи в рамках 130 различных проектов.
“Если говорить об общих результатах, то они довольно значительны. АБР профинансировал проекты, которые помогли модернизировать около 2000 километров дорог и улучшить доступ к питьевой воде для более чем 60 000 человек. Кроме того, более 3000 женщин смогли приобрести жилье при содействии АБР, и мы оказываем поддержку в развитии бизнеса примерно 30 000 МСП [малых и средних предприятий]”, — сказал Жуков, который родом из Казахстана.
Ключевые проекты
Размышляя о ранних этапах партнерства, Жуков упомянул дорожный проект 1996 года по улучшению участков дороги от Алматы до Астаны. Другой проект модернизировал трассу с интенсивным движением между Бишкеком и Алматы. В период с 2008 по 2010 год АБР также укрепил дорожную сеть Казахстана, облегчив сообщение через Западный Китай и Казахстан через Российскую Федерацию и далее в Западную Европу.
“Более поздние вмешательства включали антициклическую поддержку в 2015 году. Недавно мы также предоставили финансирование в местной валюте банку ”Отбасы» [крупному казахстанскому банку второго уровня, предлагающему ипотечные программы] для предоставления ипотечных кредитов женщинам», — сказал Жуков.
Роль АБР была особенно важной во время пандемии COVID-19, поскольку он оказал значительную финансовую поддержку Казахстану. Эта помощь позволила правительству расширить поддержку социального сектора тем, кто пострадал от экономического спада, и закупить необходимое медицинское оборудование.
АБР также поддержал внедрение возобновляемых источников энергии в Казахстане. Важные проекты, направленные на увеличение производства солнечной энергии в стране, включают солнечную электростанцию Байконур в Кызылординской области и M-KAT solar в Жамбылской области.
“Только в прошлом году мы оказали помощь в переводе ТЭЦ-2 [комбинированной теплоэлектростанции] в Алматы с использования угля на газотурбинные установки комбинированного цикла, что значительно сократило выбросы углекислого газа”, — сказал Жуков.
В 2024 году АБР планирует два транспортных проекта – дорогу, соединяющую Жезказган и Кызылорду, и объездную дорогу Сарыагаш.
“Этот проект направлен на то, чтобы гораздо лучше соединить южную часть Казахстана с Узбекистаном и далее с Туркменистаном. Мы также работаем с частным сектором и ищем возможные сделки в энергетическом секторе”, — сказал он.
Новая стратегия партнерства со страной
В 2023 году АБР утвердил новую страновую стратегию партнерства для Казахстана, рассчитанную на период с 2023 по 2027 год.
“Эта стратегия направлена на сотрудничество с правительством и частным сектором для поддержки ускорения устойчивого экономического роста, сосредоточив внимание на трех основных направлениях”, — сказал Жуков.
Три основных направления предполагают борьбу с изменением климата, включая амбициозное обязательство Казахстана достичь углеродной нейтральности к 2060 году, содействие инклюзивному экономическому росту и совершенствование управления.
“Сквозные темы стратегии включают поддержку развития частного сектора, содействие гендерному равенству и особенно содействие региональному сотрудничеству”, — добавил он. Эти темы являются неотъемлемой частью создания целостного подхода к развитию, учитывающего многогранные вызовы и возможности Казахстана.
В 2023 году АБР добился значительных успехов в реализации этой стратегии, одобрив два крупных мероприятия.
Первый — это заем на основе политики в размере 350 миллионов долларов, направленный на поддержку усилий правительства по улучшению налогового управления и реформированию финансового сектора. Кроме того, АБР и Алматинские электрические станции подписали соглашение о предоставлении кредита в местной валюте на сумму 98 миллиардов казахстанских тенге (214 миллионов долларов США) для замены ТЭЦ в Алматы современными газотурбинными установками комбинированного цикла.
Экономические реформы
В 2023 году Казахстан сообщил об экономическом росте на 5,1%, который Жуков назвал “впечатляющим”.
“Мы считаем, что экономика Казахстана довольно хорошо восстанавливается, сначала после экономических потрясений, вызванных пандемией COVID в 2020 году, а затем от последствий войны в Украине. Мы ожидаем, что экономический рост продолжит ускоряться в ближайшие годы”, — сказал он.
Ожидается, что АБР опубликует свой обновленный экономический прогноз в апреле. В своем последнем отчете, опубликованном в декабре, эксперты АБР пересмотрели свой прогноз роста для Казахстана, прогнозируя рост на 4,5% в 2023 году и на 4,3% в 2024 году.
Расширение регионального сотрудничества и ЦАРЭС
Задачи Казахстана аналогичны задачам стран, которые курирует Жуков. Помимо Казахстана, Жуков руководит взаимодействием АБР с Афганистаном, Арменией, Азербайджаном, Грузией, Кыргызской Республикой, Пакистаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном.
Проблемы связаны с экономическим переходом, развитием рыночной экономики и совершенствованием управления.
“Казахстан на сегодняшний день является крупнейшей экономикой в регионе и имеет один из самых высоких показателей ВВП на душу населения в регионе. Согласно нашей классификации и классификации Всемирного банка, Казахстан является страной с доходом выше среднего, но размер рынка в самом Казахстане не такой большой. Что мы считаем важным, так это продолжать развивать региональное сотрудничество с другими соседними странами, тем самым расширяя рынок и помогая Казахстану достичь целей диверсификации экономики”, — сказал Жуков.
Региональное сотрудничество является ключевым компонентом поддерживаемой АБР программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), в которой Казахстан будет председательствовать в 2024 году. “ЦАРЭС была создана в 1997 году. Казахстан был одним из пяти членов-основателей ЦАРЭС”, — сказал он.
С 2001 года общий объем инвестиций в ЦАРЭС достиг 50 миллиардов долларов по 280 проектам.
“В период с 2008 по 2018 год мы улучшили сеть из более чем 10 000 километров автомобильных дорог и более 6000 кубических километров железнодорожных путей. Такое увеличение транспортной связности и эффективности пошло на пользу именно Казахстану”, — сказал он. “Если мы посмотрим на текущие инвестиции в самом Казахстане, то по состоянию на декабрь прошлого года Казахстан получил около 9,5 миллиардов долларов инвестиций ЦАРЭС, из которых около 2 миллиардов долларов от АБР”.
Это делает казахстанский портфель ЦАРЭС вторым по величине среди стран-участниц ЦАРЭС.
В целом, Жуков подчеркнул, что страны проявляют все большее стремление к сотрудничеству.
“В конце 1990-х мы все говорили о глобализации, но сейчас мы видим, что, к сожалению, мир в некоторой степени раскалывается. Многие страны региона довольно малы экономически, поэтому, чтобы выжить и процветать, им действительно нужно работать сообща. Я вижу, что все больше и больше руководителей в этих странах осознают это”, — пояснил он.
По его словам, недавние геополитические события в регионе и вокруг него заставили страны осознать, что им необходимо очень тесно сотрудничать, “если они хотят поддерживать экономическую и политическую стабильность и устойчивое экономическое развитие”.
“Начиная с прошлого года, мы заметили, что страны региона проявляют больше готовности и желания сотрудничать между собой, укреплять свои экономические связи и диверсифицировать свои логистические коридоры. АБР через программу ЦАРЭС очень заинтересован продолжать оказывать поддержку в этой очень важной области, потому что большинство стран не имеют выхода к морю”, — сказал он, подчеркнув критическую важность улучшения связи и логистических маршрутов для экономического развития региона.
Перемены в Казахстане
“Что касается проводимых в Казахстане реформ, мы очень внимательно выслушали Президента страны [имеется в виду Касым-Жомарт Токаев] и его заявление о новой экономической политике и новом и справедливом Казахстане. АБР полностью поддерживает усилия по либерализации экономики и увеличению ее диверсификации, включая инвестиции в человеческий капитал и экологическую устойчивость”, — сказал он.
Жуков уехал из Казахстана учиться за границу в 1992 году, но продолжал посещать свою родную страну, чтобы повидаться с родителями.
“На протяжении многих лет я замечал довольно значительные изменения, и эти изменения продолжаются. (…) Когда я уезжал из страны, уровень инфляции составлял около 3000% в год. Если вы получаете свою зарплату утром, вы должны потратить ее к обеду. В противном случае стоимость денег будет намного меньше”, — сказал он.
По его словам, по сравнению с другими странами Казахстан выделяется в некоторых областях.
“Что я заметил, путешествуя по другим частям Азии, Северной Америке или Европе, так это то, что некоторые вещи в Казахстане, которые люди, живущие здесь, считают само собой разумеющимися, на самом деле даже недоступны в этих странах. (…) Цифровая инфраструктура в Казахстане, например, очень высокого класса. В целом инфраструктура значительно улучшилась. Это совершенно другое место по сравнению с 1992 годом, когда я впервые покинул страну”, — сказал он.
Смотрите также
- Казахстанский CodiPlay стал первым в Центральной Азии стартапом в области Электронных Технологий, получившим Престижный Финский сертификат качества
- В Туркестанской области построят крупнейшую парогазовую электростанцию
- Нефтегазовая отрасль Казахстана: перспективы, тенденции, взгляд в будущее
- Национальный банк объяснил, почему инфляция в Казахстане остается высокой
- Товарооборот Казахстана со странами СВМДА вырос до 82 миллиардов долларов
- Основатель Казахстанской IT-академии делится историей карьерного роста, вызовами и возможностями
- В Казахстане наблюдается рост инвестиций в науку
- Казахстан планирует экспортировать 68,8 млн тонн нефти в этом году
- QazaqGaz и Chevron будут сотрудничать в области потенциальной геологоразведки на казахстанском участке Жалибек
- В Казахстане запущен первый вольфрамовый завод в Алматинской области