Конференция в Астане раскрывает ключевые идеи инвестиционной деятельности в горнодобывающей промышленности

АСТАНА – 22 февраля в Астане состоялась конференция, посвященная повышению инвестиционной привлекательности горнодобывающей промышленности Казахстана. Участники обсудили ряд тем, имеющих отношение к горнодобывающему сектору страны, включая законодательную базу, операционные процессы и геологические возможности.

Обращаясь к участникам, министр промышленности и строительства Казахстана Канат Шарлапаев подчеркнул ключевую роль горнодобывающего сектора в привлечении прямых иностранных инвестиций, общий объем которых за последнее десятилетие превысил 200 миллиардов долларов. Это составляет примерно 60% от общего объема инвестиций страны за тот же период.  

Он подчеркнул значительный прогресс Казахстана в становлении более открытым и приверженным реформам в горнодобывающем секторе.

“В 2023 году для геологической разведки было открыто 400 000 участков территории. В настоящее время для геологической разведки доступно 1,5 миллиона квадратных километров, что, я считаю, является огромным шагом для страны. Кроме того, страна продолжает реформы, направленные на обеспечение участия инвесторов в геологии и горнодобывающей промышленности Казахстана”, – сказал он.

Министр подтвердил приверженность Казахстана соблюдению международных стандартов в области геологии и добычи полезных ископаемых, обеспечению прозрачности и облегчению участия инвесторов.

Шарлапаев отметил твердую приверженность страны полной оцифровке геологических данных и процессов выдачи лицензий на разведку и добычу. 

“Справедливо сказать, что страна продемонстрировала эту приверженность. Лицензии на разведку теперь можно полностью получить онлайн. Фактически, с октября мы выдали 273 лицензии на разведку, все это было сделано удаленно через веб-сайт. Мы продолжим эту работу, направленную на оптимизацию взаимодействия между бизнесом и правительством в цифровом формате, что облегчит инвесторам ориентацию в нашей среде”, – сказал он.

Министр признал текущую важность критически важных материалов и их надежных поставок, отметив способность Казахстана обеспечить и то, и другое. 

“Мы были отличным партнером во всем мире на энергетических рынках и в сфере критически важных материалов. У нас более 400 000 фунтов меди, и ожидается, что это число будет только расти. Наша цель – поощрять разведку и участие инвесторов в многообещающих возможностях, которые предлагает наша страна”, – заявил он.

Посол Соединенных Штатов в Казахстане Дэниел Розенблюм выразил оптимизм в отношении горнодобывающего сектора Казахстана, призвав к целенаправленным улучшениям деловой и инвестиционной среды, чтобы полностью раскрыть его потенциал.

Он рассказал о том, как максимально использовать потенциал страны в привлечении капитала в горнодобывающий и металлургический сектор, подчеркнув предсказуемость и прозрачность на всех уровнях принятия правительственных решений, факторы, которые ценятся американскими инвесторами. Сюда входят такие аспекты, как нормотворчество, правоприменение и налогообложение.

“Компании частного сектора США постоянно подчеркивают свое стремление к максимальной прозрачности”, – сказал Розенблюм. “Равноправное и добросовестное применение законов и правил имеет важное значение. Американские инвесторы стремятся к равным игровым условиям и гарантиям того, что их инвестиции будут защищены с помощью судебных институтов, таких как коммерческие или арбитражные суды”.

Розенблюм также предположил, что расширение частной собственности в ключевых отраслях, таких как горнодобывающая промышленность, будет способствовать инновациям и создаст новые экономические возможности при одновременном повышении общей эффективности.

Что касается усилий Казахстана, Розенблюм высоко оценил шаги правительства по сокращению своего присутствия в экономике. Он подчеркнул, что дальнейшая приватизация в горнодобывающем секторе повысит его привлекательность. 

“Мы очень позитивно оцениваем нынешнюю ориентацию Казахстана на привлечение и даже стимулирование международных инвестиций в его важнейший минерально-сырьевой сектор”, – сказал он. 

Алан Хэмсон, посол Канады, подчеркнул благоприятный момент для инвестирования в горнодобывающую промышленность Казахстана. 

“Я думаю, мы все можем признать стремление к декарбонизации и сокращению выбросов, ведущее к экспоненциальному росту спроса на важнейшие полезные ископаемые. Казахстан, как и Канада, занимает выгодное положение, предлагая потенциал для добычи меди, лития и многих других важнейших полезных ископаемых. Это открывает новые возможности для работников, экономики и нулевого будущего во всем мире. Это закладывает основу для технологий нового поколения”, – сказал он.

Хамсон повторил позицию министра Шарлапаева о необходимости легкодоступных и высококачественных геологических данных для горнодобывающих компаний. 

“В этой связи мы довольны прогрессом в цифровизации и открытом доступе к данным. Канадские горнодобывающие компании используют такие технологии, как дроны и искусственный интеллект, для обеспечения превосходного качества данных, и мы стремимся внедрить эти технологии в Казахстане”, – добавил он.

Тим Барри, член консультативного совета Горнорудной палаты Казахстана, рассказал о растущем спросе на медь во всем мире и роли Казахстана в удовлетворении этого спроса.

“Производство меди во всем мире за последние восемь лет составляло около 3,3 млн тонн в год. Однако, начиная с 2023 года, рынок потребует ежегодного увеличения на семь миллионов тонн. Это подчеркивает необходимость расширения поставок меди, поскольку Казахстан становится ключевым игроком. На месторождении Актогай в стране в настоящее время добывается 250 000 тонн меди, но для удовлетворения спроса в 2024 году должны быть доступны дополнительные крупные карьеры, причем новые появляются ежегодно”, – сказал он.

Барри пояснил, что, хотя во всем мире существуют достаточные запасы меди, при их разведке возникают проблемы, охватывающие такие вопросы, как получение разрешений, интересы сообщества, экологические соображения и проблемы инфраструктуры.

“Во всем мире нет дефицита меди; скорее, существует нехватка жизнеспособных юрисдикций. Казахстан позиционирует себя как значимая медная юрисдикция. В апреле 2023 года страна выдала лицензии на добычу полезных ископаемых площадью 71 000 квадратных километров, превысив разведочные площади 100 стран. К январю 2024 года эта цифра увеличилась до 100 000 квадратных километров, демонстрируя активную стратегию разведки страны”, – пояснил он.

В условиях нехватки капитала в мировом горно-металлургическом комплексе Казахстан ищет частный капитал для финансирования геологоразведочных работ. 

“Традиционные источники капитала, особенно для публично торгуемых компаний, сократились. В 2010 году фонды горнодобывающей промышленности Соединенного Королевства выделили 42 миллиарда долларов на проекты в области добычи полезных ископаемых, сократившись до 16 миллиардов долларов к 2022 году. Канадские фонды горнодобывающей промышленности сократились с 16 миллиардов долларов в 2010 году до 2 миллиардов долларов в 2022 году. Несмотря на это, Казахстан продолжает привлекать частный капитал для геологоразведочных работ”, – добавил он.

Барри подчеркнул важность юрисдикции для привлечения инвестиций, высоко оценив недавние правительственные решения Казахстана, способствующие развитию горнодобывающей промышленности.

Он также подчеркнул, что здоровая горнодобывающая промышленность требует отличной геологии, поддерживающей юрисдикции, одобрения сообщества и сотрудничества отрасли. Благодаря своим мощным геологическим ресурсам, правительственным инициативам, поддержке сообщества и участию промышленности Казахстан имеет хорошие возможности для развития здоровой горнодобывающей промышленности, придерживающейся лучших практик.

Смотрите также

Предыдущая запись В Казахстане будут производить современные солнечные панели
Следующая запись Казахстанский стартап-конструктор сайтов объявляет о планах выхода на глобальный уровень