“APP”etite для инноваций: Посмотрите на первую казахстанскую компанию, зарегистрированную на бирже Nasdaq, Kaspi.kz

Более 30 лет назад Казахстан был малоизвестен за пределами Центральной Азии, несмотря на его огромные размеры и богатые ресурсы. Долгое время изолированный при российском, а затем советском правлении, он открылся для мировой торговли только после провозглашения независимости в 1991 году, начав путь к рыночно-ориентированному капиталистическому обществу. Этот переход включал в себя включение таких понятий, как конкуренция и инновации, в свой экономический словарь. Несмотря на значительные успехи, такие как привлечение глобальных корпораций в нефтяной сектор и модернизация инфраструктуры и правительства, Казахстан боролся за международное признание, потенциально нуждаясь в заметном бренде или знаменитости для повышения своего глобального авторитета.

В последние годы мировое признание Казахстана возросло, отчасти благодаря таким заметным фигурам, как профессиональный боксер Геннадий Головкин, первый казах, показанный в рекламе Apple Watch и бренда Nike Jordan, и певец Димаш Кудайберген, известный своим исключительным вокальным диапазоном. Несмотря на их вклад, имидж страны как страны, зависящей от ресурсов, сохранялся. Однако происходят значительные изменения. Пять лет назад первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев ушел в отставку, его сменил Касым-Жомарт Токаев, который сосредоточился на реформах, внедрении технологий и развитии предпринимательской экономики. Эти усилия, наряду с ростом числа технически подкованных предпринимателей, меняют глобальный имидж Казахстана, подчеркивая его интеллектуальный потенциал и таланты, выходящие за рамки природных ресурсов.

В такой процветающей рыночной экономике, как Казахстан, капитал тяготеет к наиболее эффективным и прибыльным предприятиям. Ярким примером является инновационное приложение super app Kaspi.kz, которое предлагает широкий спектр услуг – от безналичных платежей до бронирования отпуска и доступа к государственным услугам. Это приложение не только улучшило жизнь миллионов людей в Казахстане, но и подняло авторитет страны. Недавно компания Kaspi.kz попала в заголовки газет благодаря успешному IPO на бирже Nasdaq, первому для казахстанской компании.

Дебют Kaspi на Nasdaq, последовавший за ее листингом на Лондонской фондовой бирже менее чем за три года до этого, знаменует собой важную веху. Достижения компании не остались незамеченными правительством Казахстана. Президент Токаев недавно встретился с соучредителями компании Вячеславом Кимом и Михаилом Ломтадзе. У нас была возможность подробнее рассказать о пути компании в интервью с Ломтадзе.

Вот наши вопросы и ответы с Ломтадзе.

Ваша компания фокусируется на трех основных областях (платежи, маркетплейс, финтех). Не могли бы вы немного рассказать о продуктах и услугах, которые вы предлагаете? Кто является вашей целевой клиентской базой?   

Мы используем двустороннюю бизнес-модель Super App: Kaspi.kz Super App для потребителей и Kaspi Pay Super App для продавцов и предпринимателей. 

Быть в первую очередь супер-приложением – это основа всего, что мы делаем. Мы называем наши мобильные приложения Супер-приложениями, потому что, в отличие от одноцелевых приложений, наши приложения интегрируют различные и сложные сервисы, которые используются ежедневно в одном месте, простым и понятным для пользователей способом. 

С помощью Kaspi.kz Супер приложение, потребители могут совершать покупки онлайн с помощью быстрой и бесплатной электронной коммерции и электронной доставки продуктов, использовать m-Commerce для поиска местных продавцов и совершения покупок в них, бронировать поездки и праздники с помощью Kaspi Travel, оплачивать с помощью Kaspi QR по всему Казахстану, совершать покупки с помощью наших продуктов BNPL, оплачивать свои бытовые счета и прибереги на будущее. С помощью интегрированных государственных услуг потребители также могут получить доступ к цифровым документам, включая паспорта, продлить свои водительские права и передать право собственности на автомобиль. 

У приложения Kaspi.kz Super в среднем 13,5 миллионов активных пользователей в месяц, 65% из которых ежедневно пользуются нашими сервисами, что обеспечивает ему один из самых высоких уровней ежедневной вовлеченности среди основных мобильных приложений по всему миру, уступая только WeChat от Tencent в Китае.

С помощью приложения Kaspi Pay Super продавцы могут продавать онлайн с помощью электронной коммерции или размещать список своих компаний и предложений с помощью m-Commerce, организовывать доставку по всей стране с помощью Kaspi Delivery Smart Logistics, проводить рекламные кампании с помощью Kaspi Advertising, участвовать в наших рекламных акциях и получать доступ к коммерческому финансированию. Продавцы могут выставлять и мгновенно оплачивать счета, принимать платежи, расплачиваться с поставщиками и отслеживать их оборот. Kaspi Classifieds позволяет продавцам рекламировать свои услуги и возможности трудоустройства. Продавцы также имеют доступ к государственным услугам, включая инструменты для первоначальной регистрации своего бизнеса, выдачи фискальных квитанций для всех видов платежей, расчета и уплаты налогов, а также подачи налоговых отчетов. 

Какова доходная модель компании и как она планирует достичь долгосрочной прибыльности? 

Благодаря нашей двусторонней бизнес-модели Super App приложения Kaspi.kz и Kaspi Pay Super соединяют и облегчают транзакции между потребителями и продавцами, благодаря чему мы получаем доход. Популярные платежи и торговые продукты привлекают больше клиентов, что, в свою очередь, привлекает больше продавцов, что, в свою очередь, приводит к увеличению числа потребителей и транзакций. Мы также интегрируем варианты финансирования как для потребителей, так и для продавцов. 

Наша технологическая платформа Super Apps обеспечивает высокий уровень операционной эффективности и предлагает мощное сочетание масштаба и прибыльности. 

Обычно мы ориентируемся на крупные адресуемые рынки, такие как продуктовый и туристический, где масштаб приводит к значительному росту чистой прибыли. В результате мы считаем, что наша бизнес-модель Super App создает структурно более прибыльный бизнес, чем автономная эквивалентная модель. 

Какую стратегию роста компания Kaspi.kz наметила после IPO и как планирует использовать привлеченные средства? 

Наша миссия заключается в улучшении повседневной жизни людей путем разработки инновационных, высокорелевантных мобильных сервисов мирового класса. Мы видим значительные возможности для роста, поскольку продолжаем расти за счет инноваций и оцифровки большего числа аспектов повседневной жизни. 

Фактически, у нас есть проверенный опыт создания новых источников дохода. Только за последние три года, среди прочих сервисов, мы запустили Kaspi Travel, Kaspi B2B Payments и Kaspi Postomats. Совсем недавно мы запустили объявления e-Grocery и Kaspi. Эти сервисы работают в разных областях, но все они выигрывают от мощных сетевых эффектов, присущих нашей бизнес-модели Super App. Мы также продолжаем разрабатывать инструменты с добавленной стоимостью для продавцов, такие как реклама, новые предложения по доставке и выставлению счетов. 

Мы считаем, что цифровизация останется мощным фактором экономических преобразований во всем мире, и особенно в Казахстане и прилегающем регионе, где потребители все чаще требуют цифровых решений. Социально-экономические условия Казахстана, а именно молодое и растущее население страны, быстро растущий уровень доходов и быстрорастущий ВВП, невероятно благоприятны.

Наше IPO на Nasdaq не привлекло новых средств для компании, но было направлено на повышение ликвидности биржевых торгов за счет привлечения широкого круга новых, высококачественных международных инвесторов, большинство из которых никогда ранее не инвестировали в Казахстан.  

Какая самая захватывающая предстоящая разработка или проект в Kaspi.kz , который вызывает у вас особый энтузиазм?  Какой вы представляете компанию через 10 лет? 

У нас есть проверенный опыт внедрения продуктов и услуг, которые были быстро внедрены.

Благодаря возможностям, открываемым цифровизацией, ассортимент наших новых продуктов остается высоким. 

Мы также хотим выйти Kaspi.kz на другие рынки. В долгосрочной перспективе наша цель – обслужить 100 миллионов пользователей. Благодаря нашей масштабируемой бизнес-модели Super App, не требующей больших затрат, мы считаем, что сможем осваивать новые географические регионы так же быстро и эффективно, как мы осваивали новые вертикали в Казахстане. 

Несмотря на то, что у вас есть прочные позиции в Казахстане, в каких регионах или сегментах у вас наибольший потенциал для расширения?

В Азербайджане мы управляем ведущими платформами объявлений Turbo.az (автомобили), Tap.az (новые и подержанные товары) и Bina.az (недвижимость). С 2021 года мы управляем платежной платформой Portmone в Украине. В Узбекистане мы инвестируем в Autoelon.uz, ведущий автомобильный рынок.

В долгосрочной перспективе наша цель состоит в том, чтобы расширить географию нашего присутствия и с прибылью обслуживать 100 миллионов пользователей, по сравнению с 13,5 миллионами, которые мы обслуживаем в настоящее время. 

Наша бизнес-модель Super App, основанная на легком активе, обладает высокой масштабируемостью и позволит нам осваивать новые географические регионы так же быстро и эффективно, как мы осваивали новые вертикали бизнеса в Казахстане. Мы регулярно проводим обзор и оценку состояния рынков в соседних странах, а также на других избранных рынках. 

По мере расширения наша стратегия будет определяться нашей бизнес-моделью Super App, и мы будем стремиться ориентироваться на крупные адресуемые и прибыльные сегменты рынка, имея возможность масштабировать все наши платформы и предлагать широкий набор продуктов. 

Какие меры вы предприняли для обеспечения безопасности данных и финансовых транзакций на вашей платформе?

Одним из примеров является наша запатентованная технология биометрии Kaspi ID, которую мы используем для осуществления транзакций, предотвращения мошенничества и обеспечения дополнительной безопасности наших потребителей. Технология распознавания лиц также позволяет проводить транзакции в наших приложениях Super и в наших банкоматах. 

Какую роль, по вашему мнению, искусственный интеллект играет в вашем бизнесе в настоящее время и в будущем? 

В настоящее время это очень популярный вопрос, но мы никогда не следуем последним тенденциям. В случае с искусственным интеллектом, хотя я люблю шутить, что он не заменяет наш собственный интеллект, мы видим значительные преимущества, которые он приносит на протяжении многих лет. 

Например, несколько лет назад мы разработали нашего виртуального помощника на базе искусственного интеллекта и теперь используем этот мощный инструмент во многих областях наших функций, ориентированных на потребителя. Даже при быстром росте общее число наших сотрудников, занятых полный рабочий день, сократилось с 9 310 в 2020 году до 7 802 в 2022 году. Наш виртуальный ассистент “Руслан” теперь выполняет работу примерно 1000 сотрудников по нескольким функциям, экономя нам примерно 5,3 миллиарда йен (примерно 11 миллионов долларов) ежегодно. Я подозреваю, что вы не найдете много быстрорастущих технологических компаний, которые смогли бы существенно сократить численность своего персонала, и “Руслан” – лишь один из растущего числа примеров того, как мы используем искусственный интеллект для улучшения того, что мы делаем. 

Правительство Казахстана сигнализирует о том, что оно хочет внедрять технологии, диверсифицировать экономику и привлекать иностранные инвестиции. Как Kaspi.kz вписывается в формирующуюся экономику Казахстана?

Kaspi.kz находится на переднем крае новой цифровой революции, переосмысленной нашими Super Apps. Сочетание нашего масштаба с потребителями и продавцами, подкрепленное нашей стратегией Super App, ставит нас в чрезвычайно выгодное положение. Поскольку возможности многолетнего структурного роста, открываемые цифровизацией в Казахстане, все еще впереди, мы твердо намерены ими воспользоваться.

Являясь первой казахстанской компанией, котирующейся на бирже Nasdaq, мы демонстрируем крупнейшим мировым инвесторам многие положительные стороны, которые может предложить Казахстан. В течение следующих нескольких лет эти инвесторы отправятся в Казахстан не только для того, чтобы посетить Kaspi.kz, но и в поисках следующей волны высоких темпов роста и инновационных инвестиционных возможностей.   

***

От автора:

Будущее кажется очень светлым для Kaspi.kz, супер-приложения, ориентированного на предоставление супер-опыта своим нетерпеливым клиентам, упрощение транзакций и взаимодействия во все расширяющемся разнообразии цифровых областей. Ее историческое IPO на бирже Nasdaq вдохновило другие казахстанские компании на поиск более активного участия в мировой экономике.  В то время как экономическое прошлое Казахстана часто определялось нефтью и газом, Kaspi.kz доказывает, что технологии и инновации также в изобилии распространяются по стране.

Смотрите также

Предыдущая запись Правительство Казахстана обеспечивает стабильную бизнес-среду для привлечения инвестиций, говорит чиновник
Следующая запись Astana Hub обеспечит значительный рост экспорта ИТ в 2023 году