Казахстанский предприниматель в области пищевых технологий рассказал о том, как вести бизнес в Астане

Пищевые технологии — быстро развивающийся сектор, движимый постоянными технологическими достижениями и меняющимися предпочтениями потребителей. Основным направлением деятельности Давлетова является компания Eat&Fit, занимающаяся организацией здорового питания и службой доставки. 

Амир Давлетов

Проект Eat&Fit

Специалисты Eat&Fit разрабатывают планы питания с особым акцентом на цели фитнеса и правильного питания, такие как потеря веса или увеличение мышечной массы. 

“Немного сложно привыкнуть к такому формату питания из-за приглушенных вкусов. Как только рецепторы «очищаются» и становятся более чувствительными к настоящему вкусу продуктов, а не к усилителям вкуса, это начинает ощущаться комфортно. Наши клиенты забывают о тяжести, переедании и изжоге. Нет необходимости думать о том, что съесть сегодня на обед, тратить время на приготовление пищи, ожидание курьеров или стояние в очередях на обед в кафе”, — сказал Давлетов.     

Eat&Fit все еще находится в стадии становления. В офисной команде работают 10 человек, а на производстве и в системах доставки — около 60 человек. 

“Мне кажется, что у нас все еще нет четкой организационной структуры. Мы понимаем необходимость тестирования новых продуктов и подходов на таком быстро меняющемся рынке. Структура также постоянно меняется. В современном бизнесе многое можно передать на аутсорсинг”, — сказал он.  

Открытие Eat&Fit было инициировано тремя людьми, как партнерами, так и друзьями.  

“Мы основали компанию в 2015 году после того, как сектор пищевых технологий начал развиваться в России. Мы были пионерами в этой области в Казахстане. К сожалению, нам не удалось сохранить партнерство и дружбу, и теперь я единственный владелец”, — отметил Давлетов. 

Предприниматель вспомнил стремительный рост, который он наблюдал на этапе запуска. Позже, как и в других историях стартапов, Eat&Fit столкнулась с кривой долины смерти — сложным периодом между первоначальным финансированием компании и ее первым доходом.         

“Как только мы начали выходить из этого сложного этапа, появились карантинные ограничения из-за COVID-19. Актуальность модели подписки во время пандемии была очень низкой. В то время все рестораны и кафе вышли на рынок доставки еды. Кроме того, наш клиент оставался дома с большим количеством свободного времени”, — сказал Давлетов.    

Согласно методологии развития клиентов компании, самую многочисленную категорию клиентов составляют специалисты высокого уровня и топ-менеджеры. По словам основателя Eat&Fit, чаще всего они сосредоточены на карьере и развитии своих профессиональных навыков.

“Наша аудитория ценит свое время, но для того, чтобы самостоятельно составить разнообразный рацион, требуется много усилий. Он действительно расширяется, но не так быстро, как нам бы хотелось. Как предприниматель, у меня есть амбиции построить крупный бизнес, но, к сожалению, у нас очень узкий рынок в этом сегменте”, — сказал Давлетов.  

Он отметил отсутствие высокого спроса на продукт Eat&Fit. 

“Давайте будем честны, здоровое питание с доставкой по подписке — это не основная потребность каждого человека. Люди живут в кредит, не имея собственного жилья и изысков, как бы печально это ни звучало. Поэтому, если говорить о том, какие цели преследует наш продукт, то это скорее один из способов сделать жизнь более комфортной, когда основные потребности уже удовлетворены”, — сказал он. 

Индустрия пищевых технологий в Казахстане

Сравнивая российский и казахстанский рынки доставки продуктов питания, Давлетов подчеркнул, что Казахстан обеспечит аналогичную инфраструктуру для развития этого направления в краткосрочной перспективе.    

“В России большинство игроков на рынке продуктовых магазинов с собственными брендами продают здоровую пищу в коробках. Инфраструктура доставки позволяет легко заказать и получить обед в течение 15 минут”, — отметил он.       

В качестве примера Давлетов привел компанию Mealty, российскую службу доставки готовых к употреблению блюд.   

“Mealty представлена во многих бизнес-центрах России. Здоровая пища доступна практически везде. Я думаю, что в Казахстане скоро произойдет аналогичная история. Например, Kaspi Bank и e-Magnum [казахстанский проект электронной коммерции Magnum] уже заключили соответствующие соглашения”, — сказал Давлетов. 

Ускоренная цифровизация в Казахстане охватывает и сферу розничной торговли продуктами питания. Помимо других функций, система электронных покупок Kaspi Bank пользуется повышенным спросом у населения. В феврале прошлого года банк получил операционный контроль над e-Magnum. Компания приняла решение инвестировать 70 миллиардов тенге (15 миллионов долларов США) в развитие совместного предприятия e-Magnum в ближайшие три года и получила 90% акций компании.    

“Также появилось множество новых стартапов, в том числе Chocofood, Airba Fresh, Arbuz.kz и Clever. Пока все они специализируются на продуктах. Чтобы повысить повторяемость заказов, так или иначе они будут вводить готовые блюда, в том числе полезные для здоровья”, — отметил он.          

Социальные противоречия

Учитывая готовность Давлетова продвигать здоровье граждан по-своему и сделать эту цель миссией компании, предприниматель сказал, что сомневается, что людям это нужно.

“Мой хороший друг и успешный предприниматель Ильяс Исатаев сказал, что мы занимаемся контркультурным бизнесом. Сейчас в моде завтракать в кофейнях или ужинать в кальянных барах. Мы постоянно сталкиваемся с возражениями, что 8000-9000 тенге [18-19 долларов США] за пятиразовое питание — это дорого, в то время как эти же люди оставляют в два раза больше денег на кальяны и алкоголь”, — сказал Давлетов.  

“Ситуация все еще немного неясна. С одной стороны, люди больше заботятся о своем здоровье. С другой стороны, мы испытываем финансовые трудности: за последние пару лет продукты питания и упаковочные материалы стали очень дорогими. В целом жизнь стала намного дороже, что сказалось на увеличении всего фонда заработной платы, но покупательная способность по-прежнему снижается”, — добавил он.   

Другой проект, которым руководит Давлетов, — фотостудия «Край света», где его супруга Гульнара Давлетова организует фотосессии. Когда его спросили о семье и работе, он сказал, что трудно совмещать партнерские и семейные отношения в бизнесе.  

“Сначала я ожидал, что моя жена будет руководить студией. Позже я понял, что для меня было важнее, чтобы она чувствовала себя комфортно, чем чтобы студия зарабатывала больше. Так что она просто занимается тем, что любит и в чем она хороша – фотографией”, — сказал он. 

Давлетов поделился тремя факторами, которые отличают его студию от других в городе.     

“Из-за удаленности объекта и низкой арендной платы за квадратный метр мы могли бы открыть сразу три зала вместо одного. Во-вторых, мы выбрали модель с интерьерами залов на определенную тематику, а не локации с декорациями. Мы сделали интерьер минималистичным, чтобы он как можно дольше не терял актуальности. В-третьих, мы также сосредоточились на видеосъемке, потому что в этой области цены выше, а тенденция растет”, — сказал он.

Предприниматель продолжает изучать опыт зарубежных компаний, заявляя, что понимает “необходимость доработки или изменения бизнес-модели, поскольку компания сейчас сталкивается с ограничениями при масштабировании”. 

В 2024 году Eat&Fit планирует создать прецедент радикальных изменений с предварительным планом действий. Давлетов рассматривает различные сценарии, учитывая значительное влияние внешних факторов на ход событий. 

 

 

 

Смотрите также

Предыдущая запись Сектор ИТ-услуг Казахстана продемонстрирует стремительный рост в 2023 году
Следующая запись Казахстан регистрирует значительные попытки кибератак в 2023 году