Всемирный банк и международные эксперты оценивают жизнеспособность Среднего коридора

Институт АСТАНА – Центральная Азия-Кавказ (CACI) 5 декабря провел обсуждения жизнеспособности Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Эффективность транспортного коридора, соединяющего Европу с Азией через Кавказ и Центральную Азию (КЦА), зависит от важнейших инвестиций в диверсификацию торговых маршрутов. улучшение автомобильных и портовых перевалок и устранение операционной неэффективности. 

ТМТМ, который известен как Средний коридор, является мультимодальным маршрутом. В нем задействованы различные виды транспорта. Коридор начинается из Юго-Восточной Азии и Китая и проходит через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и далее в европейские страны.  

Выводы и рекомендации Всемирного банка

В рамках вебинара Всемирный банк представил свой отчет о развитии TITR. Исследование было сосредоточено на Азербайджане, Грузии и Казахстане. Предлагаемые меры могут сократить время в пути по маршруту вдвое и утроить торговые потоки к 2030 году, достигнув 11 миллионов тонн. 

Чарльз Кунака, ведущий специалист банка по транспорту, подчеркнул важность рассмотрения проблем, связанных с “мультимодальным характером маршрута”.

“Эти три экономики [Азербайджан, Грузия и Казахстан] могли бы максимизировать благотворное воздействие от использования торговых потоков, развивая логистику вдоль Среднего коридора и повышая ценность этих потоков вместо простого экспорта товаров”, — сказал он.

Выводы банка говорят о том, что при надлежащей политике и инвестициях коридор может утроить объемы перевозок при одновременном сокращении времени в пути вдвое к 2030 году. Во-вторых, оперативные вмешательства могут привести к быстрым улучшениям за счет улучшения координации, перевалки, обмена данными, подвижного состава и доступности морского флота. В-третьих, необходимо определить приоритеты и скоординировать меры по повышению потенциала инфраструктуры, чтобы обеспечить соответствие инвестиций потребностям торговли.

Наконец, коридор обладает потенциалом для привлечения гораздо большей доли торговли между Китаем и ЕС, но он останется преимущественно региональным. 

Опрос, который был проведен с участием заинтересованных сторон маршрута, включая грузоотправителей товаров, показал, что большинство проблем носят скорее эксплуатационный, чем инфраструктурный характер. 

“Цены высоки и изменчивы в дополнение к длительному и ненадежному времени транзита. Низкая надежность или низкое качество услуг в Среднем коридоре вызывает беспокойство. Также часто возникают задержки, особенно на стыках между различными видами транспорта, которые готовы координировать свои действия”, — сказал Кунака. 

Порты, подчеркнул эксперт, представляют собой слабое место, приводящее к фрагментации услуг вдоль коридора. “Это влияет на ценообразование, поскольку каждый поставщик услуг предлагает разную цену за свою часть коридора”, — добавил он. 

“Существует необходимость в реформировании и упрощении процедур, особенно в точках стыковки между различными видами транспорта”, — добавил Кунака. 

Для укрепления Среднего коридора Всемирный банк предлагает Казахстану сократить время простоя в порту Актау за счет улучшения работы в ветреную погоду и увеличения пропускной способности контейнерных перевозок по маршруту Актау-Баку. 

Кроме того, в нем рекомендуется снизить транспортные ставки и портовые тарифы на контейнеры, гарантировать недискриминационный доступ к портовым услугам для всех участников, обеспечить доступность подвижного состава и усилить маневровые операции для обеспечения непрерывного и эффективного транспортного потока. 

“Есть возможности для надлежащей координации между правительствами и частным сектором, для сотрудничества между банками развития, другими международными институтами, ЕС, Группой семи (G7), а также на двустороннем уровне между странами”, — сказал эксперт. 

Развитие среднего коридора

Данные, предоставленные генеральным секретарем TITR Гайдаром Абдикеримовым, показали, что объем грузоперевозок по маршруту за прошлый год составил 1,49 млн тонн.

Что касается первых 10 месяцев текущего года, то он отметил, что объем перевозок превысил 2,26 млн тонн грузов, что составляет 16 700 TEU (двадцатифутовая эквивалентная единица) контейнеров.

“В 2022 году мы расширили географию нашего маршрута, включив в него еще три страны – Сингапур, Литву и Болгарию. В целом, сегодня у нас 11 стран-участниц и 25 транспортно-логистических компаний”, — сказал Абдикеримов. 

Эти события, по его словам, свидетельствуют о росте глобального интереса к маршруту. 

На данный момент перевозка грузов по маршруту Алтынколь-грузинские порты осуществляется за 19-23 дня, что в два раза быстрее, чем в прошлом году. В 2024 году ожидается сокращение сроков доставки до 14-18 дней. 

Планы Казахстана на 2024 год

Помимо обеспечения сроков доставки грузов, планы Казахстана на следующий год в отношении развития Среднего коридора включают установление конкурентоспособных тарифных ставок, фиксацию тарифных ставок на пять лет, реализацию пунктов дорожной карты, привлечение транзитных контейнерных поездов и создание единой цифровой платформы.  

По маршруту наблюдается как увеличение, так и уменьшение объема перевозок, в зависимости от типа груза. 

“Мы наблюдаем резкое увеличение объемов транспортировки нефтепродуктов и сокращение транзитных грузов из Китая в Европу и Турцию”, — сказал Абдикеримов. 

Он упомянул концепцию 5S, которой должны придерживаться участники TITR. Она означает стабильную цену, скорость, сервис, экологичность и безопасность. Новые подходы в развитии коридора, подчеркнул он, требуют инвестиций. 

Также существует несколько ограничений пропускной способности и операционных узких мест вдоль Среднего коридора, что указывает на отсутствие единой операционной системы. Заинтересованные стороны используют современные решения в области информационных технологий, системы используются неравномерно и не интегрированы.

Мнения экспертов

“Тот факт, что Всемирный банк провел это исследование, является признаком растущего интереса многочисленных заинтересованных сторон к Срединному коридору. Приятно видеть, что ресурсы банка применяются в регионе”, — сказала Бренда Шаффер, научный сотрудник академической группы по энергетике аспирантуры Военно-морского флота США в Монтерее.  

Аспект, который она выделила как крупное геополитическое событие, — это “появление системы альянсов между Турцией, Азербайджаном и странами Центральной Азии, главным образом Казахстаном и Узбекистаном”. 

“Очевидно, что после российского вторжения в Украину спрос на азербайджанский и другой каспийский газ, поступающий в Европу, еще больше возрос”, — отметила она. 

Мамука Церетели, старший научный сотрудник CACI, призвал к более активному участию ЕС в разработке TITR, заявив, что “иногда мы забываем, что страны Центральной Азии обладают ресурсами, которые могли бы сыграть очень значительную роль”. 

“ЕС должен уделять больше внимания TITR из-за неподдельного интереса к торговле с партнерами, как из Китая, так и из Центральной Азии. У нас есть положительные истории в области развития энергетики – наблюдается значительный приток энергии из Центральной Азии и Южного Кавказа в Европу. Эта связь абсолютно необходима”, — сказал Церетели.  

“В то же время потенциал транзита и транспортировки генеральных грузов определенно используется не в полной мере и требует пристального внимания как со стороны стран региона, так и международных субъектов”, — добавил он.  

После распада Советского Союза сразу же возникла идея открытия новых торговых путей через Евразийский континент.  

Небезопасная обстановка на Черном море, захват власти талибами в Афганистане и закрытие торговых путей через Россию, Белоруссию и Украину значительно повысили важность транскаспийского варианта.

 Заинтересованные стороны в регионе в настоящее время активизируют усилия по созданию жизнеспособных инфраструктурных связей через Каспийское море, демонстрируя открытость и готовность к сотрудничеству. 

 

Смотрите также

Предыдущая запись Президент Токаев усиливает полномочия Инвестиционного совета для стимулирования экономического роста
Следующая запись Президент Токаев подписал Национальный бюджет на 2024-2026 годы