Картографирование ландшафта креативных индустрий: Культурные инициативы Казахстана, кочевничество в Центральной Азии, международная практика

В прошлом году Казахстан ввел понятия творческой деятельности и креативных индустрий, внеся поправки в Закон о культуре и Предпринимательский кодекс. Креативные индустрии в настоящее время считаются частью частного бизнес-сектора страны, требующей государственной поддержки. В своем послании к нации президент Касым-Жомарт Токаев также уделил внимание развитию креативной индустрии, поручив правительству создать все условия для ее процветания.

 Последние события в креативных индустриях Казахстана

В июне Министерство туризма и спорта Казахстана (бывшее Министерство культуры и спорта Казахстана) представило список из 43 видов творческой деятельности, включая кино, анимацию, современное искусство, ювелирные изделия, информационные технологии и разработку игр, телевизионные программы, фотографию, архитектуру и моду, музыку и культурное наследие.  

Казахстан проводит свою культурную политику в соответствии с концепцией развития креативных индустрий на 2021-2025 годы, которая была принята для создания рабочих мест в сфере технологического и венчурного предпринимательства с акцентом на молодое поколение. 

В этом году Национальная компания Kazakh Tourism и Алматинский университет менеджмента (AlmaU) запустили первую магистерскую программу по управлению креативными индустриями. 

“Казахстан должен растить профессионалов для всестороннего развития креативных индустрий страны. Ключевая идея креативной экономики заключается в монетизации талантов, превращении творческих единиц в коммерческие сообщества”, – сказала Харитонова.   

По ее мнению, это также повысит инвестиционную привлекательность. “Инвесторы будут более мотивированы поддерживать творческие проекты в Казахстане”, – отметила она. 

В настоящее время Казахстан строит свой первый музей искусств в Алматы на углу двух главных магистралей города – Аль-Фараби и Назарбаева. Он представит казахстанцам искусство мирового уровня и продемонстрирует работы профессионалов искусства страны. 

Строительство музея финансируется Фондом Нурлана Смагулова при поддержке лондонского архитектурного бюро Chapman Taylor и глобальной практики культурного консалтинга Lord Cultural Resources. Его открытие запланировано на осень следующего года. 

“У нас есть много общественных культурных объектов, включая театры, библиотеки и музеи. Время от времени было бы здорово превращать эти пространства в творческие платформы для создания современного культурного контента и привлечения общественности”, – сказала Харитонова. 

“Государство должно обеспечить, чтобы художественные пространства были не временными, а постоянными и содержались вместе с создателями. Для создателей живое общение имеет решающее значение – многие совместные идеи возникают в реальных художественных пространствах”, – добавила она.   

Отечественное ИТ-сообщество растет не только в Астане и Алматы, но и в Караганде, казахстанском городе шахтеров. Проект Terricon Valley, инициированный жителями города, предоставляет пространство для развития технологических стартапов, совместной работы, образовательных тренингов и творческих мероприятий. IT-центр был преобразован в быстро расширяющуюся сетевую платформу для создателей цифровых технологий. В ближайшие пять лет компания планирует привлечь 10 000 специалистов. 

“В каждом городе должна быть точка притяжения, главная особенность его креативного кластера. Ранее Terricon Valley объединяла только IT-специалистов. Сейчас, с развитием цифрового искусства, художники гораздо больше вовлечены в цифровую деятельность и принимают участие в соответствующих проектах”, – сказала она. 

В первый день недавно прошедшего форума Digital Bridge в Астане панельная сессия 12 октября собрала экспертов для обсуждения влияния искусственного интеллекта (ИИ) на креативные индустрии. Дискуссии, модератором которых выступила Харитонова, продемонстрировали необходимость всестороннего развития отрасли в условиях продолжающейся цифровизации и глобализации.  

Кочевничество нового времени

В сентябре Казахстан впервые принял участие в Стамбульской ярмарке современного искусства в Турции. Кочевничество было ключевой темой выставочного стенда страны. В условиях глобализации термин “номадизм” популяризируется не только в туризме, но и в современном искусстве. Народы Центральной Азии исторически вели кочевой образ жизни.

“Номадизм – это наш уникальный код, который дает неограниченные возможности для творчества и привлекает интерес других стран. Это интересная тема для международного художественного сообщества. Когда я начал исследовать истоки кочевничества, я понял, что кочевники действительно заботились об экологии планеты. У них было дружелюбное отношение к людям и большое уважение к окружающей среде”, – сказала она. 

Харитонова подчеркнула, что казахские степи исторически предоставляли безграничные просторы для творчества. 

“Даже сейчас казахстанские артисты не боятся поднимать политически и социально значимые тенденции в музыке, искусстве, кино или дизайне. Их идеи всегда находят отклик у более широкой аудитории”, – сказала она.  

Говоря о популяризации кочевничества, Харитонова поделилась двумя уникальными кейсами из зарубежной индустрии моды.  

В 2021 году Салех Бембери, дизайнер обуви из Соединенных Штатов, объединился с New Balance, известной обувной компанией в США, и разработал новую модель – Yurt 574. Его особенность заключается в слове “юрта”, написанном на кроссовках, которое символизирует круглые палатки, традиционно используемые в качестве жилища кочевниками Центральной Азии. Бембери наиболее известен своим сотрудничеством в области роскошной уличной одежды с модными брендами Moncler, Crocs, Yeezy и Versace.  

“На кроссовках есть необычный свисток. Рекламная компания, которая позже стала такой популярной, сняла нашу юрту кочевника на заднем плане”, – отметила Харитонова. 

В декабре 2022 года Louis Vuitton открыл всплывающий магазин в форме юрты для зимнего сезона в швейцарском городе Санкт-Мориц. Французский дом моды класса люкс использовал сочетание стекла и дерева для создания традиционной кочевой архитектуры с современными элементами. Украшения на потолке напоминают уйк, верхнюю половину юрты, а дизайн окон напоминает кереге, ее складные стены.

Региональные и международные перспективы

Говоря о прогрессе развития креативных индустрий в соседних странах, Харитонова отметила, что Узбекистан оказывает большую поддержку ремеслам и современному искусству.

Она упомянула, что работы узбекских художников сейчас выставлены в Лувре.

В ноябре прошлого года президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев и президент Франции Эммануэль Макрон открыли первую выставку из Центральной Азии под названием “Великолепие оазисов Узбекистана” в Лувре в Париже. Она включает в себя около 180 работ – рукописные рисунки, архитектурные следы и монументальные фрагменты из узбекских городов Самарканда и Бухары.  

“При государственной поддержке создатели в Кыргызской Республике выступили с замечательной инициативой на законодательном уровне под названием ”Парк креативных индустрий”, – сказала Харитонова, рассказывая о последних событиях в стране.  

Парк представляет собой особый налоговый режим для юридических лиц из 20 творческих секторов, которые получают 90% прибыли. Резидентам парка предоставляются возможности для расширения по всему миру. Иностранные граждане также смогут стать резидентами парка в долгосрочной перспективе. 

“Что касается России, то правительство выделяет крупную грантовую программу на развитие креативной индустрии. В стране ежегодно проводится Российская творческая неделя [имеется в виду профессиональный фестиваль, собирающий представителей 16 творческих индустрий страны]. У него также есть специальный фонд поддержки творческих идей [Президентский фонд культурных инициатив]”, – сказала она. 

В этом году Российская творческая неделя прошла в Республике Саха (Якутия), крупнейшем субъекте России. “В Якутии хорошо развит креативный кластер. Они способствуют развитию не только креативных индустрий, но и креативной экономики путем создания образовательных центров”, – сказала Харитонова.

Кроме того, сейчас в России рассматривается вопрос о принятии Закона о креативных индустриях. Ожидается, что доля креативных индустрий в экономике страны увеличится с 2% до 7%. 

Размышляя о более широком международном опыте, Харитонова сказала, что ведущей страной с точки зрения вклада в валовой внутренний продукт (ВВП) креативной индустрии остается Великобритания. Она подчеркнула, что страна является родиной креативной экономики. 

По данным Министерства культуры, СМИ и спорта Великобритании (DCMS), сектор креативных индустрий внес в экономику страны в 2021 году 109 миллиардов фунтов стерлингов (132 миллиарда долларов США). В июне в пресс-релизе DCMS было объявлено о плане правительства увеличить креативные индустрии на 50 миллиардов фунтов стерлингов (60 миллиардов долларов США) и создать еще миллион рабочих мест к 2030 году, выделив 77 миллионов фунтов стерлингов (93 миллиона долларов США) нового финансирования для сектора. 

Великобритания также заинтересована поделиться своим опытом в сфере креативной индустрии с Казахстаном. Недавно запущенный креативный центр в Университете Де Монфор, получивший название DMUKreative Hub, является одним из примеров того, как он помогает Казахстану в этих усилиях.  

“В Индонезии, например, есть Министерство туризма и креативной экономики. Это доказывает тесную связь между туризмом и творческой деятельностью”, – сказала Харитонова. 

В 2019 году Министерство туризма Индонезии было объединено с Агентством креативной экономики страны для развития туристических направлений мирового класса, проведения маркетинга, ориентированного на туризм, и содействия сотрудничеству между изобретателями и инвесторами.

“Когда туристы посещают новый город, самое первое, что они делают, – это осматривают достопримечательности. Они посещают самые популярные культурные места”, – сказала она. 

Эксперт подчеркнул, что связь между культурой, искусством и туризмом невероятно сильна и может принести неожиданные результаты.   

Участие Казахстана в ведущих творческих мероприятиях за рубежом не только привлекает большой приток туристов, но и доказывает международный интерес к казахскому традиционализму.  

Смотрите также

Предыдущая запись Президент Казахстана назначил нового председателя Суда МФЦА
Следующая запись Кафе Tary привносит казахскую культуру в сердце Чикаго