Лидеры энергетики в Астане высоко оценивают энергетический переход Казахстана в качестве положительного примера

АСТАНА – Путь Казахстана к переходу к энергетике может послужить хорошим примером для других нефтедобывающих стран, заявили основные докладчики на пленарном заседании Евразийского форума KazEnergy 4 октября в Астане.

Форум, который стартовал 3 октября и продлится до 6 октября, направлен на содействие диалогу между участниками энергетического рынка и изучение текущих тенденций и направлений развития энергетической системы. 

Открывая пленарное заседание, министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев заявил, что страна играет важную роль в международном и региональном энергетическом сотрудничестве. Казахстан, отметил он, осознает важность сбалансирования экономических, социальных и экологических аспектов развития энергетики.

Саткалиев зачитал обращение Президента Касым-Жомарта Токаева, в котором казахстанский лидер отметил влияние геополитических вызовов на мировой энергетический сектор, что повысило важность обеспечения энергетической безопасности, устойчивых цепочек поставок энергии и развития «зеленых» технологий.

“Казахстан зарекомендовал себя как надежный поставщик энергоресурсов на мировые рынки, одновременно активно развивая экспортные маршруты и необходимую транспортно-логистическую инфраструктуру”, — сказал Токаев в своем выступлении на форуме.

Он подчеркнул, что Казахстан привержен последовательной диверсификации экономики, в то же время сталкиваясь с проблемой создания кластеров с высокой добавленной стоимостью путем реализации различных проектов.

Токаев подтвердил усилия, предпринимаемые правительством для создания благоприятных условий для инвесторов. Он также напомнил о приверженности Казахстана достижению углеродной нейтральности к 2060 году.

Генеральный директор Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA) Франческо Ла Камера заявил, что Казахстан имеет хорошие возможности для обеспечения плавного перехода на энергетику.

“Казахстан занимает выгодное положение, располагая обширными солнечными и ветряными ресурсами. Страна уже предприняла похвальные шаги по диверсификации своего энергетического баланса, установив примерно два гигаватта новых мощностей по возобновляемым источникам энергии за последние три года”, — сказал Ла Камера.

Среди этих шагов — принятие стратегии углеродной нейтральности в феврале и приверженность развитию альтернативных источников энергии, и это лишь некоторые из них. По состоянию на 2022 год возобновляемые источники энергии составляют почти 5% энергетического баланса страны, и ожидается, что к 2030 году этот показатель достигнет 15%. 

Ла Камера подчеркнула, что путь Казахстана к переходу к устойчивой энергетике имеет как местный, так и глобальный императив. “Стратегическое положение страны может создать прецедент для того, как нефтедобывающие страны справятся с этим переходом”, — добавил он.

В стремлении стран наметить устойчивый курс для будущих поколений La Camera подчеркивала важность трех фундаментальных столпов – инфраструктуры, политики и квалифицированной рабочей силы.

Согласно прогнозу IRENA по переходу к мировой энергетике, миру необходимо утроить глобальную мощность возобновляемых источников энергии до более чем 11 000 гигаватт к 2030 году, чтобы сохранить возможность ограничить глобальное потепление до 1,5°C.

Генеральный директор Всемирного энергетического совета Анджела Уилкинсон заявила, что мир переживает “решающее десятилетие для климата и энергетической безопасности”. “Гонка к нулю создала все более многолюдный и конкурентный, вызывающий разногласия и поляризацию ландшафт энергетического лидерства”, — сказала она.

Уилкинсон признал, что не существует такого понятия, как быстрый, легкий или дешевый энергетический переход, заявив, что энергетический переход — это процесс, а не пункт назначения. 

“Стало модным говорить обо всех видах хорошей и плохой энергии. Такой подход может хорошо работать в сказках, но он не помогает построить лучшие энергетические системы для всех”, — сказала она.

Она отметила, что связи между энергетической безопасностью, доступностью по цене, справедливостью и экологической устойчивостью должны регулироваться совместно на протяжении всего процесса перехода к энергетике.

Вопрос, стоящий перед всеми лидерами, заключается в том, как ускорить декарбонизацию при соблюдении справедливости и жизнестойкости. “Чтобы добиться успеха, мы должны использовать все доступные рычаги. Мы должны расширять сотрудничество между наукой, секторами и системами в эпоху, которая становится все более противоречивой и поляризованной, и мы должны изменить структуру руководства, отказавшись от страха перед будущим и боязни что-то упустить, чтобы сохранить чувство реалистичной надежды. Надежда всегда в действии”, — сказала она.

Уилкинсон также сказал, что сложность путешествия Казахстана может “послужить вдохновляющей историей для других”.

Смотрите также

Предыдущая запись Форум KazEnergy освещает партнерство государства и бизнеса в области углеродной нейтральности
Следующая запись Казахстан и Катар планируют создать совместную Торгово-промышленную палату