Цель экономического роста Казахстана в 6% достижима, но требует более решительных реформ, заявил официальный представитель МВФ
Недавно МВФ завершил консультации с Казахстаном по статье IV. В заключительном заявлении МВФ указывается, что экономическая активность в 2024 году оставалась высокой при постепенном снижении инфляции. Сотрудники МВФ прогнозируют рост ВВП на 3,9% в течение года по сравнению с 5,1% в 2023 году, в основном из-за увеличения государственных расходов.
Инфляция снизилась до 8,4% в августе и, как ожидается, немного снизится до 8,3% к концу года. В 2024 году ожидается дефицит текущего счета в размере 1,3% ВВП.
Какие немедленные реформы необходимы?
Одной из важнейших рекомендаций МВФ для Казахстана является активизация осуществления структурных реформ. Несмотря на то, что в последние годы страна добилась значительных успехов в стабилизации экономики, она сталкивается с растущими вызовами, которые требуют более смелых реформ и перехода к более динамичной модели, ориентированной на частный сектор.
“[Структурные реформы] — это долгосрочный способ перестроить экономику таким образом, чтобы она могла диверсифицироваться и расти в долгосрочной перспективе. Это связано с тем, что будет способствовать повышению производительности, созданию рабочих мест и активности в экономике. Мы считаем, что это не может быть обусловлено только или даже в основном государственными расходами или инвестициями. Мы считаем, что необходимы смелые реформы, которые оставили бы место частному сектору”, — сказал Бланшер.
На протяжении многих лет Казахстан стремился сбалансировать диверсификацию экономики с зависимостью от углеводородов. Правительство выдвинуло несколько инициатив, направленных на отказ от нефти и газа, но прогресс был медленным. Государственные предприятия по-прежнему доминируют в ключевых секторах, а сложная нормативно-правовая база может сдерживать частные инвестиции.
“Почему частный сектор? Потому что частный сектор располагает большими ресурсами для инвестирования, чем государственные ресурсы, которые ограничены. Во-вторых, потому что частный сектор более эффективен. Если для этого есть условия, что, по сути, означает конкуренцию. Конкуренция является ключевым фактором эффективности. Эти два фактора являются нашими приоритетами”, — сказал Бланшер.
Он подчеркнул необходимость создания более конкурентной и прозрачной бизнес-среды. “Государство должно сократить свое влияние на экономику. Под влиянием я подразумеваю владение компаниями, а также сокращение субсидий, льгот и различных форм вмешательства, которые создают неконкурентный климат и создают неравные условия для работы компаний”, — пояснил он.
Он подчеркнул важность повышения качества нормативных актов, искоренения коррупции и содействия прозрачности и конкуренции для создания благоприятных условий для роста.
Бланчер уверен, что проведение этих реформ станет “основным стимулом для роста”, включая создание рабочих мест и отраслей промышленности. По его словам, достижение целевого показателя роста в 6%, установленного Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, потребует “гораздо более смелых реформ”, чем это наблюдалось до сих пор.
“Когда я говорю, что мы бы рекомендовали проводить более смелые реформы, я имею в виду, что мы не видим, чтобы реформы продвигались достаточно быстро. Честно говоря, мы наблюдаем некоторое отступление или свертывание некоторых реформ в некоторых областях. Как я уже упоминал, программы субсидирования расширяются. Мы сталкиваемся с некоторыми ограничениями в торговле, что является проблемой, например, при привлечении иностранных инвесторов или диверсификации экономики”, — пояснил Бланшер.
Он также выразил обеспокоенность по поводу преференциального режима для отечественных производителей, особенно в процессе закупок на местном уровне.
“Существует практика, при которой приоритет отдается местным производителям, а не сторонним компаниям, участвующим в тендерах на государственные контракты. В некоторых секторах, например, в сельском хозяйстве, также существуют различные преимущества. Некоторые местные производители имеют преимущество перед любым другим потенциальным иностранным инвестором”, — сказал он, добавив, что такой подход затрудняет конкуренцию и отпугивает иностранные инвестиции.
Усилия по борьбе с инфляцией
Казахстан добился прогресса в снижении инфляции с почти 20% в 2023 году до 8,3% по состоянию на сентябрь. В Отчете о денежно-кредитной политике, опубликованном Национальным банком Казахстана в августе, указывается, что динамика инфляции “развивается в соответствии с прогнозами Национального банка”.
Бланшер отметил, что МВФ “очень поддерживает” денежно-кредитную политику центрального банка страны, подчеркнув, что Казахстан находится “на правильном пути”.
“Мы очень поддерживаем позицию НБК в отношении денежно-кредитной политики. Почему? Поскольку в начале прошлого года инфляция составляла около 20%, сегодня, по состоянию на август, она составляет 8,4%. По нашим прогнозам, к концу этого года она еще немного снизится. Страна находится на верном пути. Необходимо продолжать снижать инфляцию”, — сказал Бланшер.
Он подчеркнул необходимость сохранения жесткой денежно-кредитной политики, чтобы снизить инфляцию до целевого уровня в 5%. “Потому что нам нужно достичь этих пяти показателей, чтобы стабилизировать экономику и обрести полную уверенность в стабильности”, — добавил он, объясняя, почему инфляция снижается не так быстро, как ожидалось.
По его словам, для этого есть две основные причины. Одним из положительных факторов является повышение внутренних тарифов на коммунальные услуги и энергию, которое МВФ рассматривает как необходимую реформу, особенно в контексте готовности к изменению климата.
Однако второй фактор, бюджетная экспансия, создает проблемы. “Существует постоянный дефицит бюджета, и это все равно, что одновременно нажимать на педаль газа и на педаль тормоза. Это не скоординировано и создает проблемы, которые усложняют и удорожают снижение инфляции”, — сказал Бланшер.
Он призвал к повышению финансовой дисциплины в будущем. Это включает в себя проведение налоговых реформ, которые считаются необходимыми для стабилизации экономики в долгосрочной перспективе.
В своем заключительном заявлении МВФ также выразил обеспокоенность по поводу увеличения трансфертов из Национального фонда для покрытия государственных расходов, особенно в свете крупномасштабных государственных инвестиций и социальных программ. Финансовое положение Казахстана оставалось стабильным, отчасти благодаря значительному Национальному фонду, который служил буфером во времена экономического кризиса. Однако текущая структура расходов может стать неприемлемой.
Смотрите также
- В Казахстане стартует поддерживаемая США программа для женщин-предпринимателей
- Казахстан запускает первый ETF в Центральной Азии
- Расходы Казахстана на ИТ-услуги достигнут 2,4 миллиарда долларов в 2023 году
- Финансовый и туристический поток в Казахстане: ключевые идеи и тенденции
- Официальные лица Казахстана обсудили глобальные инвестиционные тенденции в ходе Недели ОЭСР в Париже
- Встреча Токаева с президентом АБР раскрыла сделку на сумму 300 миллионов долларов по проекту строительства автомагистрали
- Казахстан запускает первый ETF в Центральной Азии
- Региональные ИТ-центры Казахстана расширяют возможности местных стартапов и сокращают цифровой разрыв
- Региональные ИТ-центры Казахстана расширяют возможности местных стартапов и сокращают цифровой разрыв
- Экономика Казахстана демонстрирует адаптивность в условиях глобального шторма, заявил министр экономики