Средний коридор: Безопасная транспортировка казахстанской нефти на новые рынки

АСТАНА. В связи с геополитическими изменениями растущие объемы перевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ), также известному как Срединный коридор, привлекли интерес глобальных игроков. Крупнейшие транспортные компании стремятся обеспечить присутствие на новых торговых маршрутах, проходящих через Центральную Азию, Каспийское море и Южный Кавказ. Эти маршруты призваны упростить перемещение товаров через эти регионы за счет увеличения спроса на морские и логистические услуги. В недавнем репортаже информационного агентства “Казинформ” рассказывается о транспортном сотрудничестве между Казахстаном и Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ), логистических возможностях, которые предоставляет Казахстану Международный транспортный коридор Север-Юг (INSTC), и выгодах, которые участники получают от этих коридоров.

Расширяющееся сотрудничество Казахстана и ОАЭ в области транспортировки нефти

Казахстан и ОАЭ наладили сотрудничество в области транспортировки нефти по Каспийскому морю из казахстанских портов в столицу Азербайджана Баку. Это сотрудничество основано на соглашениях от 2023 года между Abu Dhabi (AD) Ports Group и Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR), а также на операциях ОАЭ в Грузии.

SAFEEN Group, входящая в Кластер морского транспорта и операций AD Ports Group, подписала меморандум о сотрудничестве в морском секторе и судоходстве на Каспии с SOCAR 18 октября 2023 года. Меморандум охватывает поставки нефти и нефтепродуктов, развитие инфраструктуры и грузовые перевозки.

В том же году AD Ports Group в сотрудничестве с национальной судоходной компанией “КазМорТрансФлот” 26 ноября объявила о приобретении двух современных судов за 35 миллионов долларов. Эти суда предназначены для транспортировки казахстанской нефти через Каспийское море и работают в рамках Caspian Integrated Maritime Solutions. Нефтяные танкеры были названы “Лива” и “Тараз” в честь древних городов в ОАЭ и Казахстане соответственно.

Суда будут курсировать по стратегическому маршруту через Каспийское море, выполняя функции челночных танкеров, перевозящих казахстанскую нефть в Азербайджан и способствующих диверсификации маршрутов транспортировки казахстанской нефти.

“Такое сотрудничество позволит осуществлять эффективную и безопасную транспортировку казахстанской нефти через Каспийское море для дальнейшей отправки на международные рынки и является первым шагом в долгосрочном сотрудничестве с AD Ports Group”, – сказал Айдар Оржанов, генеральный директор “КазМорТрансФлот”.

Маршрут транспортировки казахстанской нефти в Европу

Казахстан в основном транспортирует нефть через территорию России по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). С 2022 года из-за геополитических вызовов Казахстан периодически сталкивается с проблемами при прокачке нефти по КТК. Это побудило Казахстан с 2023 года поставлять некоторое количество нефти танкерами в Баку и далее в Европу по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), хотя это и не предполагает больших объемов. 

В 2023 году было перевезено около 1,4 млн тонн нефти. В этом году объем перевозок, по прогнозам, достигнет почти 1,8 млн тонн. Согласно соглашению с SOCAR, в 2025 году Казахстан может отправить по БТД 2,2 млн тонн нефти через Каспийское море. 

Ожидается, что к тому времени будет решен нерешенный с 2022 года вопрос об использовании Казахстаном нефтепровода Баку-Супса мощностью пять миллионов тонн в год. Казахстан заявил о своей готовности ежегодно поставлять около трех миллионов тонн нефти в нефтепровод, протянувшийся до черноморского порта Грузии.

Тогда Казахстан мог бы, начиная с 2025 года, ежегодно поставлять через Баку более пяти миллионов тонн нефти. Для сравнения, через КТК проходит более 50 миллионов тонн казахстанской нефти в год, что технически вряд ли значительно превысит этот показатель.

Новые торговые пути между Ближним Востоком и Центральной Азией

Казахстан регулярно подчеркивает важность развития транзитного маршрута казахстанской нефти через Каспийское море и инфраструктуры Среднего коридора. 

В 2023 году AD Ports Group подписала соглашение с “Казахстан Темир жолы” (АО “Казахстанские железные дороги”) о создании совместного предприятия для улучшения железнодорожных и морских перевозок и операций в портах Казахстана, а также ускорения цифровой трансформации и подключения в Центральной Азии. AD Ports Group владеет 51 процентом акций, в то время как “Казахстан Темир жолы” владеет 49 процентами.

AD Ports Group получила карт-бланш на создание регионального логистического хаба. Региональный исполнительный директор AD Ports Group Абдулазиз Заид Аль-Шамси объявил о создании новых торговых маршрутов между Ближним Востоком и Центральной Азией через Каспийское море, Южный Кавказ и Черное море. Эти маршруты упростят перемещение товаров через эти регионы и окажут влияние на мировую морскую индустрию, увеличив спрос на морские и логистические услуги.

Кроме того, в марте 2024 года AD Ports Group приобрела 60-процентную долю в Тбилисском сухогрузном порту за 16,5 миллионов долларов.

“AD Ports Group, располагающая активами в Пакистане, Испании, Иордании, Египте, Конго, Браззавиле, Анголе, Узбекистане, Казахстане, Грузии и Объединенных Арабских Эмиратах, имеет все возможности для того, чтобы извлечь выгоду из сегодняшних сложных глобальных рынков”, – сказал Мохаммед Джума Аль Шамиси, генеральный директор AD Ports Group, резюмируя результаты деятельности AD Port Group за первый квартал в мае 2024 года.

Выручка компании за указанный период составила 1,06 миллиарда долларов, что в два раза больше по сравнению с первым кварталом 2023 года.

AD Ports Group озвучила предложения правительству и SOCAR по возможному пополнению флота SOCAR и Азербайджанского Каспийского морского пароходства и содействию в развитии портовой инфраструктуры в ходе переговоров в Баку 17 февраля. 

В августе 2023 года казахстанская компания Semurg Invest и AD Ports Group ОАЭ подписали соглашение о строительстве зернового терминала и многофункционального морского терминала Саржа в морском порту Курык. Этот проект является одним из крупнейших инфраструктурных проектов в Казахстане и представляет значительный интерес для иностранных инвесторов.

Возможности INSTC для казахстанских экспортеров

Казахстан участвует в дискуссиях по развитию INSTC, инициированных Россией в 2000 году. Хотя страны Северной Европы вышли из INSTC, Россия рассчитывает развивать его при поддержке партнеров по Содружеству Независимых Государств (СНГ), а также Ирана (западное отделение INSTC), Пакистана и Индии (восточное отделение INSTC).

Маршрут INSTC, проходящий через Казахстан, Узбекистан, Афганистан, Пакистан и Индию, не предусматривает перевозки нефтеналивных грузов, но может быть полезен для перевозки продуктов питания и сухих грузов.

 

В начале мая логистическая компания “Российские железные дороги” отправила первый поезд с овсяными хлопьями и крупами из Южноуральского центра в России в порт Мундра в Индии через восточную ветку INSTC, через Казахстан, Туркменистан и Иран.

 

Эта инициатива, реализация которой началась весной 2023 года, может открыть значительные возможности для казахстанских экспортеров, включая поставки товаров через Каспийское море в иранские порты и далее в Чабахар, порты ОАЭ, Индии, Пакистана, Африки и Европы. Казахстан и Азербайджан развивают свои транспортные и логистические возможности в рамках проектов Middle Corridor и INSTC, учитывая геополитическую ситуацию и национальные интересы.

Первоначально эта история была опубликована в “Казинформе”. 

Смотрите также

Предыдущая запись Казахстан увеличит экспорт в Беларусь 105 товарных позиций
Следующая запись МВФ: Экономика Казахстана устойчива, Хотя И Сталкивается с рисками ухудшения