Последний отчет МФЦА посвящен региональной транспортной инфраструктуре, тенденциям
АСТАНА. Хотя большая часть торговли между Азией и Европой осуществляется морскими путями, несколько внутренних маршрутов могут помочь диверсифицировать риски, связанные с геополитической напряженностью в Красном и Южно–Китайском морях, и устранить технические ограничения, связанные с расширением портовой инфраструктуры, говорится в последнем отчете, опубликованном Международным финансовым центром “Астана” (МФЦА) в апреле, в котором подробно рассказывается о региональной транспортной инфраструктуре и тенденциях.
Аналитики МФЦА отмечают, что экономики по всему Евразийскому континенту, включая Европейский союз, Китай, Индию и Центральную Азию, готовы к росту, что приведет к резкому увеличению инвестиций и торгового оборота.
“На эти страны приходится 40% мировой экономики и 43% населения планеты. По прогнозам, все они будут демонстрировать экономический рост до 2028 года”, – говорится в отчете.
Транспортно-логистический потенциал Казахстана
Казахстан, крупнейшая в мире страна, не имеющая выхода к морю, обладает значительным неиспользованным потенциалом в области транспорта и логистики. За последние 15 лет страна инвестировала в этот сектор 35 миллиардов долларов.
Через Казахстан проходят тринадцать международных коридоров, в том числе пять железнодорожных и восемь автомобильных. Согласно отчету МФЦА, в стране насчитывается 16 000 километров железнодорожной сети, в том числе 275 километров в других странах; 94 800 километров сети автомобильных дорог, из которых 24 900 километров являются международными и национальными магистралями; 25 аэропортов и 29 000 километров трубопроводной системы.
“Несмотря на то, что в последние годы грузопоток стабилизировался, за последнее десятилетие он значительно вырос. С точки зрения грузопотока железнодорожный транспорт является наиболее используемым видом транспорта в Казахстане, за ним следуют автомобильный и трубопроводный”, – говорится в отчете.
Объемы перевозок грузов всеми видами транспорта в Казахстане увеличились на 28% с 487 миллиардов тонно-километров в 2014 году до 621 миллиарда тонно-километров в 2023 году.
Железные дороги являются основным видом транспорта в Казахстане, за ними следуют автомобильные дороги и трубопроводы. В 2023 году объем железнодорожных грузовых перевозок достиг 327 миллиардов тонно-километров.
Средний коридор
В отчете также обсуждается развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМТМ), также известного как Средний коридор.
“Средний коридор является стратегически важным мультимодальным коридором протяженностью 6180 километров и пропускной способностью в шесть миллионов тонн, включая 80 000 единиц в двадцатифутовом эквиваленте”, – говорится в отчете.
В отчете подчеркивается решающая роль Казахстана в ТМТМТП и коридоре Север-Юг.
“Для удовлетворения растущего грузопотока необходимо расширение пропускной способности инфраструктуры, маркетинговая деятельность и дополнительные международные соглашения”, – говорится в отчете.
Ссылаясь на недавнее исследование Всемирного банка, в докладе говорится, что ежегодные объемы перевозок по Срединному коридору могут утроиться до 11 миллионов тонн к 2030 году.
“Время транспортировки по Срединному коридору сокращено с 38-53 дней до 19-23 дней. Цель – 14-18 дней к 2024 году, включая пять дней через Казахстан”, – говорится в сообщении.
В МФЦА зарегистрировано по меньшей мере 66 транспортных и логистических компаний, которые создали совместные предприятия, направленные на развитие Среднего коридора.
Инвестиционные проекты
В отчете подробно описываются инвестиционные проекты вдоль ТМТМ, включая казахстанско-китайские пограничные переходы в Хоргосе, Достыке и Бакты, развитие каспийских портов в Актау, Курыке и Баку, а также грузинских портов на Черном море.
“В настоящее время Казахстан расширяет пропускную способность Достык-Мойынты за счет строительства второго железнодорожного пути и приступил к строительству новой линии, которая соединит Бакты [пограничный пункт Казахстана и Китая] с национальной железнодорожной системой”, – говорится в сообщении.
Строительство участка протяженностью 836 километров стоимостью 1,1 миллиарда долларов планируется завершить к 2025 году. Ожидается, что скорость движения транспорта увеличится с нынешних 800 километров в день до 1500 километров в день.
Среди других транспортных инвестиционных проектов – железнодорожная линия Дарбаза -Мактаарал. Казахстан начал строительство железнодорожной линии, которая соединит Казахстан и Узбекистан, в ноябре 2023 года. Цель строительства линии – уменьшить заторы на станции Сарыагаш, интегрировать Мактааральский регион в основную железнодорожную сеть и расширить транзитное сообщение с Ираном, Афганистаном, Пакистаном и Индией. Стоимость проекта оценивается в 250 млрд тенге ($523,1 млн), срок реализации – с 2024 по 2025 год.
В декабре 2023 года в Казахстане началось строительство железнодорожной линии Бахты-Аягоз протяженностью 272 километра. Стоимость строительства этой линии, по прогнозам, составит 577,5 миллиарда тенге (1,2 миллиарда долларов).
Согласно правительственным данным, железнодорожная линия Бахты-Аягоз увеличит пропускную способность между Казахстаном и Китаем с 28 миллионов тонн до почти 48 миллионов тонн, уменьшит заторы на южных контрольно-пропускных пунктах и привлечет дополнительные объемы транзита. Двухпутную железную дорогу планируется ввести в эксплуатацию в 2027 году.
Также продолжается реконструкция 893-километрового шоссе из Актобе и Атырау в российскую Астрахань.
Смотрите также
- В Казахстане стартует поддерживаемая США программа для женщин-предпринимателей
- Казахтелеком” и AzerTelecom договорились о строительстве волоконно-оптических линий связи в Каспийском море
- Казахстан укрепляет сотрудничество с вьетнамской SOVICO Group
- Премьер-министр Казахстана призывает NCOC увеличить добычу на месторождении Кашаган
- Казахстан и МВФ подтверждают приверженность укреплению экономического партнерства
- Казахстан экспортирует 4 миллиона тонн зерна по железным дорогам
- Китайский инвестор построит Центр переработки и экспорта казахстанской продукции в Северном Казахстане
- В Алматинской области открылся первый в Казахстане парк креативных индустрий
- Правительство Казахстана утвердило План развития крупных нефтегазовых и нефтехимических проектов
- Казахстан и Германия подписали 36 документов на общую сумму 6,3 миллиарда долларов на бизнес-форуме в Астане