Роль Казахстана в формировании Транскаспийского транспортного маршрута

АСТАНА — Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция намерены развивать Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМТМ) для улучшения совместных транспортных возможностей. Этот транспортный маршрут, также известный как “Средний коридор”, призван по-новому определить евразийскую торговлю, обеспечивая большую эффективность и геополитический баланс.

Средний коридор соединяет Юго-Восточную Азию и Китай с Европой. Он проходит через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию, прежде чем достичь стран Европейского союза. В 2023 году объем грузоперевозок по ТМТМТ превысил 2,76 млн тонн, увеличившись на 86% по сравнению с 2022 годом. По словам вице-министра транспорта Казахстана Сатжана Аблалиева, ожидается, что в 2024 году этот показатель достигнет 4,2 млн тонн.

За последние несколько лет темпы развития Среднего коридора и объем инвестиций резко возросли

Хотя в течение последнего десятилетия Средний коридор неуклонно развивался, за последние два-три года прогресс ускорился. Стремительный рост может быть объяснен геополитическими изменениями, в том числе изменениями в традиционных торговых маршрутах между двумя крупнейшими экономиками — Китаем и Европейским союзом — частично вызванными проблемами судоходства по Суэцкому каналу.

По данным ООН, в 2023 году количество контейнеровозов, проходящих транзитом через Суэцкий канал, сократилось на 67% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Между тем, объемы торговли по этому маршруту за первые два месяца 2024 года сократились на 43% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

По данным Главного таможенного управления Китая, проблемы с логистикой привели к тому, что китайский экспорт сократился на 4,6% до 3,4 трлн долларов, а импорт – на 5,5% до 2,6 трлн долларов в 2023 году. 

Объем торговли Китая с ЕС также сократился на 7,1%, при этом экспорт сократился на 10,2%, а импорт – на 0,9%. Конференция ООН по торговле и развитию также указывает на то, что стоимость морских перевозок из Шанхая в европейские страны за последний год выросла примерно втрое. 

Чтобы поддержать развитие альтернативных эффективных торговых маршрутов между Европой и Азией, ЕС объявил об инвестициях в размере 10 миллиардов евро (10,8 миллиарда долларов) для укрепления Среднего коридора в начале 2024 года. ЕС, возможно, добавит 18,5 млрд евро (20 млрд долларов США) на втором этапе инвестиций, чтобы автомобильные и железные дороги, а также морские порты Актау и Курык могли предоставлять интеллектуальные, безопасные и быстрые транспортные услуги из Китая в Европу. 

Мультимодальный транспорт среднего коридора приветствует Турцию

В 2023 году три основные страны ТМТМ – Казахстан, Азербайджан и Грузия – договорились о создании мультимодального Среднего коридора, единого транспортного оператора для ТМТМ. В конце 2023 года компания была зарегистрирована в Управлении финансовых услуг Астаны, и она может официально начать свою деятельность к концу 2024 года.

Штаб-квартира ТМТМТП, действующая с 2016 года, находится в Казахстане. 

Вице-министр Аблалиев объявил, что мультимодальный маршрут Middle Corridor примет Турцию в свои ряды к концу 2024 или началу 2025 года.

“Участие Турции в работе мультимодальной компании Middle Corridor логично, поскольку расширение пропускной способности железнодорожного маршрута Баку-Тбилиси-Карс (БТК) будет завершено в апреле. Этот факт важен для Среднего коридора, поскольку он касается увеличения грузоперевозок в/из Турции и транзита европейских и китайских товаров через Турцию”, – сказал Аблалиев.

Роль Казахстана

Китай, крупнейший участник ТМТМТП и основной поставщик грузов, считает соседний Казахстан важным связующим звеном. Казахстан будет принимать большую часть китайских грузов. Национальная железнодорожная компания “Казахстан Темир жолы” (КТЖ) заключила партнерство с китайской компанией Jiangsu International Rail Freight Express для управления и отправки контейнерных поездов по Казахстану.

В январе 2024 года китайская компания Yuxinou и KTZ запустили совместную услугу TITR из Нанкина в азербайджанский Апшерон, которая обеспечивает доставку в среднем за 18 дней, сообщает пресс-служба КТЖ. Начиная с февраля, КТЖ организовала три еженедельных контейнерных поезда из китайского Сианя на азербайджанскую станцию Абшерон и грузинский Поти/Тбилиси, используя быстрый 12-15-дневный период доставки.

В этом году КТЖ заключила соглашения с логистическими центрами в Сиане, Цзянсу, Пекине, Чжэнчжоу и Чунцине об организации и отправке 3500 транзитных контейнерных поездов – почти 350 000 контейнеров – через территорию Казахстана.

Как сообщал Казинформ, в марте 2024 года Аблалиев объявил о заключении соглашения с Китаем о перевозке 10 контейнерных поездов с 20-футовыми контейнерами ежемесячно по Срединному коридору. Этот объем перевозок превышает текущую максимальную пропускную способность каспийских портов Актау, Казахстан, и Баку.

Между тем, по состоянию на август 2023 года казахстанская компания PTC Holding участвует в строительстве Poti Transerminal – мультимодального терминала в грузинском порту Поти, сообщает Казинформ. Порт будет играть важную роль в ТМТМ и начнет функционировать в 2024 году. После открытия порт планирует обрабатывать более 80 000 двадцатифутовых контейнеров в год.

Эта история была первоначально опубликована

Смотрите также

Предыдущая запись Казахстан и Малайзия Подписали Соглашения На Сумму Более 350 Миллионов Долларов
Следующая запись Шведский производитель грузовых автомобилей расширяет свою деятельность в Казахстане